Система Orphus
Москва Великая   Москва   Храм Xриста Cпасителя

Храм Xриста Cпасителя

    ст.м. «Кропоткинская»

    Еще недавно трудно было представить, что на том месте, где клубились пары бассейна «Москва», всего за два года вырастет пятиглавый исполин — надежда и чаяние России. Много было противников у этого грандиозного начинания, и все же вновь сияет над Москвой золотой купол храма Христа Спасителя.

    Храм Xриста Cпасителя был возведен по указу императора Александра I в Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном. Храм должен был стоять именно в Москве — она приняла на себя великие тяготы нашествия французской армии и стала огненной могилой Наполеона...

    Если Храм засияет в былой красоте - значит мы действительно воссоздаем отнятое у нас и порушенное, значит Русь воистину возрождается.
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

    Из всех конкурсных проектов Александр I остановился на предложении архитектора Карла Витберга — построить трехъярусный храм с тремя престолами, освященными во имя Рождества Христова, Преображения и Вознесения Господня. Нижний Рождественский храм, по мысли архитектора, должен был стать усыпальницей погибших русских воинов. «Вы заставили говорить камни!» — воскликнул восхищенный император и повелел приступать к сооружению храма. Витберг хотел видеть свое детище в древнем московском Кремле, но Александр не разрешил трогать сердце Москвы и предложил, по его образному выражению, «корону Москвы» — Воробьевы горы. Там в октябре 1817 года и состоялась закладка первого храма Христа Спасителя. Однако после смерти Александра I все работы были остановлены из-за финансовых неурядиц: Витберга сослали в Вятку, а его проект отвергли. Этот замысел не приняла и сама Москва — вскоре обнаружилось, что гора начала оседать...

    Барельеф над левыми вратами западной стороны храма изображающий Ангелов со знамёнамиБарельеф над левыми вратами западной стороны храма изображающий Ангелов со знамёнами. 1880-1885гг.

    Император Николай I не забыл об обете своего царственного брата построить в Москве храм во имя Христа Спасителя. Ему понравилась идея архитектора Константина Тона возвести пятиглавый храм в «русско-византийском» стиле, то есть в традициях древнерусского зодчества. В 1832 году государь утвердил его проект и приехал в Москву, чтобы лично выбрать подходящее для такого исполина место. Николай I облюбовал живописный холм в районе древнего Чертолья (Волхонка), где с 1547 года находился Алексеевский женский монастырь. Отсюда храм был бы виден со всей Москвы, а соседство с древним Кремлем подчеркивало бы его глубокую духовную связь со всей русской историей. Император приказал перевести Алексеевский монастырь в Красное село под Москвой и немедленно приступать к строительству. Во время подготовительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, и это сочли за предзнаменование, предвещавшее долголетие будущему храму.

    10 сентября 1839 года митрополит Филарет (Дроздов) совершил торжественную закладку храма Христа Спасителя. Он строился 44 года на добровольные народные пожертвования. Поистине вся Россия любовно вкладывала в него душу. Даже в самых бедных крестьянских семьях откладывали «копеечку» в кружку для сбора пожертвований на строительство общерусского храма. Его продолжали возводить и в самые нелегкие для страны годы.

    Храм расписывали художники Г. Семирадский, В. Суриков, Ф. Бруни, В. Верещагин, К Брюллов, И. Крамской. Скульпторы А. Логановский и А. Рамазанов выполнили замечательные горельефы на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории. В обходной галерее помещались 177 мраморных плит с именами Георгиевских кавалеров и с описанием главнейших сражений 1812 года — храм стал настоящим музеем Отечественной войны, и его недаром называли «хранителем русской славы».

    Уникальный иконостас был выполнен в форме восьмигранной шатровой часовни с главками наподобие собора Василия Блаженного. Огромное внутреннее пространство под куполом символизировало Красную площадь — центр Москвы и всей России, хранимой под сенью Христа Спасителя.

    В мае 1883 года храм Христа Спасителя был освящен и с тех пор стал символом Москвы. Его идея была так глубока и так понятна русскому сердцу — он воочию напоминал, что Россия, не раз находясь на краю гибели в час страшных испытаний, была хранима Богом и спасалась от неминуемой гибели именно тогда, когда оставалась одна только Вера в спасение.

    Со златоглавым наследием прошлого не могли примириться новые правители Кремля. Еще в 1924 году родилась идея разрушить этот храм, чтобы на его месте поставить памятник Ленину. По личному распоряжению Сталина в 1931 году храм был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» — Дворца Советов по проекту архитекторов Б. Иофана, А. Щуко и Г. Гельфрейха. Храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота сооружения составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире.

    «Общественное мнение» готовили несколько лет. Тогда развернулась настоящая травля храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Публицисты называли храм «ядовитым грибом» и «чернильницей». Специально созданный «Союз воинствующих безбожников» призывал скорее разрушить этот «памятник царизму», который навязал народу «несправедливую» и «ненужную» войну 1812 года. В общем потоке откровенной лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление.

    В полдень 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя погиб. Но прежде два раза прогремели мощные взрывы, а он продолжал стоять почти неповрежденным. Тогда, по легенде, московские старушки, прощавшиеся с храмом на другом берегу Москвы-реки, радостно перекрестились и предсказали, что ничего другого, кроме храма, не будет стоять на этом месте. Народная молва приписывала третий, последний взрыв Лазарю Кагановичу — шептались, что он собственноручно повернул рычаг взрывателя со словами: «Задерем подол России-матушке!»

    Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки из благородного камня украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

    От «чуда-дворца» Москву спасла Великая Отечественная война. В ее огненном чистилище воскресло национальное самосознание России, и время монументальных монстров кануло в Лету. Строительство Дворца Советов было прекращено.

    Вместо него в 60-х годах построили невыразительный Дворец съездов в Кремле, а на месте котлована с заложенным «на века» фундаментом, в 1958 году появился открытый бассейн «Москва». Клубящийся пар, поднимавшийся над огромной чашей бассейна, напоминал старожилам очертания храма Христа Спасителя...

    С 1989 года идея восстановления храма Христа Спасителя исподволь, как травинка сквозь асфальт, пробивалась из глубин народного сознания через каменную толщу десятилетий атеистического воспитания... На нее сразу же обрушилась целая лавина возражений, но в сквере у бассейна «Москва» в самом начале 90-х годов появился деревянный крест и ящик для сбора новых добровольных пожертвований. Эта идея казалась еще утопией, когда в ноябре 1994 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении храма. 7 января 1995 года в праздник Рождества Христова состоялась закладка вновь воссоздаваемого храма Христа Спасителя и фантастическая мечта стала реальностью...

     


Будем очень признательны, если Вы поделитесь этой страницей с другими.


Facebook
Описание: Храм Xриста Cпасителя
Теги: храм, Христа, Спасителя, Москвы, России, Отечественной войны, Рождества, бассейна, Константина Тона, Москва
Сегодня: 16.11.2018; Ваш IP-адрес: 54.91.203.233

 

 
 
 

Интересное о Москве

Москва имеет большое значение как научный и культурный центр. Находящаяся здесь Российская Академия Наук включает 90 отделений и 78 исследовательских центров. Помимо РАН в Москве находятся и другие научные академии. Коллекции московских музеев — Третьяковской галереи и Пушкинского соперничают с самыми знаменитыми коллекциями мира. В Москве действуют 109 кинотеатров, 31 киноконцертный зал, 142 выставочных центра,78 музеев и 72 театра.