Система Orphus
Москва Великая   Материалы для скачивания   Скачать «Храм Христа спасителя»

Скачать «Храм Христа спасителя»

    Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма.

    Храм Христа спасителя. Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма.Обложка издания «Храм Христа спасителя»

    Время горячих споров - быть или не быть храму, а если быть, то каким? - прошло. Страсти, которые кипели, сегодня - достояние истории. 2000 год от Рождества Христова Россия встретила возвращением к жизни, воссозданием буквально из небытия величественного Храма Христа Спасителя. Его история - это история России, история ее побед, страданий, надежд и нового возрождения. Безусловно символично, что конец века для России ознаменовался таким событием.

    Принято считать, что храм сооружен в память событий Отечественной войны 1812 г. Такое утверждение лишь отчасти справедливо. В нем нет полноты намерений. Важно понять, каким образом эта память может быть воплощена. Не случайно в закладной надписи было выбито: "Не нам, не нам, но Имени Твоему", а сам Храм посвящен Рождеству Христову. Символично и поучительно: Храм был поставлен, как памятник не только, и не столько людям и их заслугам, а Богу, в благодарность "Его промыслу за спасение России". Для того, чтобы в него приходили люди молиться Богу о спасении душ погибших.

    "Да простоит сей Храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков".
    (Из манифеста имп. Александра I)

    Автора окончательного проекта определили два конкурса, в которых приняли участие наиболее талантливые архитекторы России. Создание монумента общероссийского масштаба вызвало необычайный энтузиазм зодчих: без сомнения, это было почетно и одновременно интересно с профессиональной точки зрения. Известно, что уже в 1813 году А.Воронихин предлагает не менее семи вариантов решений Храма, среди которых специалисты различают две группы проектов: круглые, перекрытые одним куполом, и пятиглавые, крестообразные в плане. В последней, можно сказать, проявляется провидческий интерес архитектора к древнерусским формам. Провидческий потому, что для него еще не настало время. Оно диктовало тогда еще приоритет классических форм. Именно о них напоминала первая группа проектов, в которых был использован тип Пантеона. В различных вариантах "дух" Пантеона присутствовал и в проектах Д.Кваренги (1815). Наиболее полно идеи классицизма, ассоциирующиеся в то время с национальными, нашли отражение в проекте А.Витберга. Однако судьба не была благосклонна к архитектору и его проекту. Строительству, задуманному с большим размахом, не суждено было осуществиться.

    Итог второго конкурса принес успех К.А.Тону, человеку, остро реагирующему на новые веяния времени в искусстве и политике, ставшему "родоначальником новой эпохи в русской архитектуре", в ее стремлении к национальному, народному.

    В соответствии с традициями древнерусских соборных церквей Храм Христа Спасителя явил собой образец крестообразного в плане, пятикупольного, четырехстолпного храма с позакомарным покрытием. Опоясывающая основной объем крытая галерея также имела свои прототипы в искусстве древней Руси, об этом же напоминали луковичные формы центрального и боковых куполов.

    Строительство храма растянулось почти на полстолетия. Утвержденный в 1832 г. проект был осуществлен лишь к 1880 г. А в 1883 г. самый высокий и большой храм (высота - 103,5 м, вместимость 10000 чел.) был освящен. Его исключительность определялась не только особенностями архитектурного решения, его размерами, но и характером и масштабом художественного убранства.

    Особое место в нем заняла живопись. Символический характер архитектурных форм (напомним, что крестообразность плана храма подразумевала не только крестный путь Спасителя, но и могла ассоциироваться с подвигом русского народа в войне 1812 года) соответствовал содержанию росписей, всей системе их расположения. Исходя из назначения Храма, она, по желанию Николая I, должна была напомнить "о всех милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на Русское царство в течение девяти веков".

    Идея Храма - национального памятника нашла свое воплощение в посвящении главного алтаря Рождеству Христову и его приделов свт. Николаю Чудотворцу и св. благоверному князю Александру Невскому. Согласно манифесту о строительстве Храма от 1814 г. 25 декабря становится "днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия...".

    Архитектор К.А. ТонАрхитектор К.А. Тон

    Сразу было определено, что все изображения будут исполнены исключительно отечественными мастерами. Первоначально предполагалось обратиться к византийскому стилю. Однако различные обстоятельства, в том числе и отсутствие навыков работы в этом направлении, а также приверженность наиболее известных мастеров к академической школе, определили характер росписей.

    Не менее 38 художников приняли тогда участие в создании росписей. Можно сказать, что к этому причастны три поколения. Правда, для некоторых живописцев работа ограничилась созданием эскизов, так и не получивших своего воплощения (например А.А.Иванов), другие посвятили ей зрелые годы своего творчества, третьи - лишь начинали свой путь в искусстве, будучи еще учениками Академии художеств.

    Сегодня имена многих хорошо известны: Г.И.Семирадский, В.И.Суриков, В.Е.Маковский, Ф.А.Бруни, В.П.Верещагин, П.В.Басин. Религиозная сторона их творчества теперь постепенно становится достоянием отечественной культуры (И.Н.Крамской, Н.А. Кошелев, И.М.Прянишников и др.)

    Программа росписей и икон разрабатывалась и утверждалась ведущими богословами и иерархами Церкви. Первым из них следует назвать митрополита Филарета, которому принадлежит оригинальная идея решения иконостаса. Позднее этим занимались митрополит Московский Иннокентий, архиепископ Ярославский Леонид, епископ Дмитровский Амвросий. Темам Ветхого и Нового Заветов сопутствуют сюжеты из истории Российской. Славные деяния русских людей, потрудившихся на благо Православия, во славу Отечества, нашли свое отражение в многочисленных композициях росписей Храма.

    Изначально предполагалось, что Храм не только будет помогать сохранять память о "великом и чудесном событии Российской истории", возбуждая религиозные чувства граждан, но одновременно "укажет будущим поколениям ту степень совершенства, которую достигло современное искусство живописи".

    Жизнь Храма не была долгой. В советское время он разделил печальную участь многих святынь России. Храм просуществовал до начала 1930-х годов, являясь единственным в своем роде, "музеем" религиозной и исторической живописи России 1850-1880-х гг. 5 декабря 1930 года по личному указанию И.В.Сталина главный Храм России был взорван. Однако плану создания на его месте другого "храма" - Дворца Советов не суждено было осуществиться. В 1960 г. на его территории был открыт бассейн.

    Только в 1995 г. состоялась торжественная закладка нового Храма. История вернулась на круги своя. Этому предшествовало длительное обсуждение как самого факта необходимости и целесообразности воссоздания Храма, так и возможных способов решения этих задач. Важная роль в их осуществлении принадлежит, несомненно, правительству России, мэру Москвы и различного рода общественным организациям, в том числе Фонду восстановления Храма, учредителями и попечителями которого стали более 30 организаций. В одном из выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II определил значение "воскрешения Храма", как "дела, которое даст понять степень решимости государства и народа России восстановить разрушенное в годы лихолетий"... "Если Храм засияет в былой красоте", - сказал патриарх, "значит... Русь воистину возрождается".Он сам возглавил Общественный наблюдательный совет. Руководство по художественному оформлению Храма, воссозданию росписей, икон и скульптур было поручено Российской Академии художеств. Сам этот факт примечателен. Он напоминает о той роли в строительстве и украшении храмов, которую играла Императорская Академия художеств. Еще при Екатерине II , т.е. в момент организации Академии, в ее Уставе был предусмотрен параграф, согласно которому ей предписывалось не только заботиться об учениках, но и "поспешествовать благосостоянию народному", служить не только "к пользе Академии", но и "к приращению художеств в стране". На протяжении всего XIX и начала ХХ веков Академия художеств фактически курировала все церковное строительство в стране. В комитеты и комиссии по сооружению храмов обязательно входили художники- профессионалы, члены Академии или ее выпускники. Духовной наполненностью, величием и красотой лучших храмов России этого времени мы обязаны не только таланту отдельных личностей, но и общему отношению государства к церковному строительству.

     

    Издание знакомит с работами художников-живописцев Санкт-Петербурга, принимавших участие в воссоздании живописного убранства Храма Христа Спасителя.

     

    Авторы: Сост. Н. С. Кутейникова, С. Н. Репин; авт. вст. ст. Н. С. Кутейникова, К. К. Сазонова.
    Издатель: СПб.: Облик
    Год издания: 2000
    Кол-во страниц: 136 с.


Будем очень признательны, если Вы поделитесь этой страницей с другими.


Facebook
Описание: Скачать бесплатно Храм Христа спасителя. Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма.
Теги: России, росписей, Храма, Христа, Спасителя, убранства, Храм, Российской, Академии, художеств, искусстве, история, Храма
Сегодня: 20.04.2024; Ваш IP-адрес: 3.15.190.144

 

 
 
 

Интересное о Москве

Считается, что Москва стоит на Кремлевском (Боровицком), Сретенском (междуречье рек Яузы и Неглинной), Тверском (междуречье рек Неглинной и Пресни - в районе нынешней Пушкинской площади), Трехгорье (на Пресне, давшее название хлопчатобумажному комбинату - "Трехгорная мануфактура"), Таганском (Заяузье), Лефортовском (в Лефортове), и на Воробьевых горах.