Система Orphus
Москва Великая   Москва   Остоженка улица

Остоженка улица

    (в советское время улица Метростроевская)
    ст.м. «Кропоткинская», «Парк культуры»

    Улица протянулась от площади Пречистенских ворот до Садового кольца. Название «Остоженка» появилось в XVII веке — тогда здесь простирался луг, где стояли стога скошенного сена, и местность, поэтому называли «Стожьем» или «Остожьем».

    Рядом с немногочисленными дворянскими семействами на Остоженке жили в основном мелкие торговцы, ремесленники и небогатая интеллигенция. Московская аристократия не жаловала скромную Остоженку, и стала селится здесь только в XVIII веке и в первые послепожарные годы в первой четверти XIX столетия.

    Облик улицы соответствовал непритязательным вкусам ее обитателей. Скромные доходные дома соседствовали с трактирами и питейными заведениями, которых не было ни на Пречистенке, ни на Арбате. На Остоженке держали голубятни и устраивали петушиные бои.

    С 1935 улица стала называться Метростроевской: через нее открытым способом прокладывали первую линию московского метрополитена. По Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года предполагалось снести все здания в начале улицы, а освободившуюся территорию сделать частью огромной площади Дворца Советов.

    Прежде чем отправиться на Остоженку, стоит пройти по Всехсвятскому (в советское время — Соймоновскому) проезду вниз к Москве-реке. В конце проезда на углу с Пречистенской набережной стоит одно из самых красивых и необычных зданий в Москве, известное как дом Перцова (№ 1).

    В начале XX века инженер П. Н. Перцов, страстно увлекавшийся искусством, решил построить для художников доходный дом с жилыми квартирами и мастерскими. Дом должен был привлекать своей необычностью и выражать национальное своеобразие русского искусства.

    Его строили архитекторы Н. Жуков и Б. Шнауберт по эскизам художника С. Малютина, создателя русской матрешки. Фасады здания украшают великолепные майоликовые панно с сюжетами из русских сказок, а один из балконов поддерживают витые сказочные змеи.

    «Дом-сказка» вошел не только в архитектурную, но и в театральную историю Москвы, став родиной знаменитого московского кабаре «Летучая мышь». Его основателями были артист Московского Художественного театра Никита Балиев (впоследствии — первый русский конферансье) и богатый нефтепромышленник Николай Тарасов, страстно любивший театр. Они решили устраивать шуточные вечера для артистов Художественного театра, и для их проведения арендовали подвал дома Перцова. По преданию, когда Балиев и Тарасов впервые спустились в подвал, навстречу им выпорхнула летучая мышь. Так и появилось название кабаре.

    Открытие «Летучей мыши» состоялось 29 февраля 1908 года пародией на спектакль «Синяя птица», премьера которого прошла в МХТ неделей раньше. Тогда впервые был исполнен гимн кабаре:

    Кружась летучей мышью
    Среди ночных огней,
    Узор мы пестрый вышьем
    На фоне тусклых дней.

    Главное правило шуточного устава «Летучей мыши» гласило: «Не обижаться». В представлениях кабаре знаменитые актеры выступали в неожиданных амплуа: В. И. Качалов в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, а К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».

    Очень скоро кабаре приобрело большую известность в театральной среде, но просуществовало совсем недолго. Осенью 1910 года меценат «Летучей мыши» Николай Тарасов покончил с собой. Лишившись средств к существованию, «Летучая мышь» стала давать платные спектакли для широкой публики, а в 1912 году Никита Балиев, отделившись от МХТ, образовал свой собственный театр под тем же названием. Адрес «Летучей мыши» поменялся: с 1915 года театр обосновался в «театральном подвале» знаменитого в Москве дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке.

    В настоящее время дом Перцова находится в ведении МИДа.

    За ним возвышается церковь Илии Обыденного, построенная в начале XVIII века. Обыденными назывались церкви, которые возводились по обету за один день («об един день»). По легенде, в старину на этом месте попал в сильную грозу молодой князь. Он дал обет, что если останется жив, то за день построит Деревянную церковь во имя Илии Пророка. Так и произошло, а в петровское время здесь поставили каменный храм. В Местном чине (нижнем ряду) иконостаса — образ «Спаса Нерукотворного» и Казанская икона Божией Матери XVII века письма Симона Ушакова. Здесь же у левого клироса находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери «Нечаянная радость».

    По 2-му Обыденскому переулку можно выйти на Остоженку. В доме № 1312 по левой стороне улицы в начале столетия находился один из известнейших московских трактиров — «Голубятня». Раньше на его месте стоял дом купца Шустова, у которого на чердаке была голубятня. Гонять голубей было любимым московским развлечением, и у дома Шустова собиралась большая толпа зрителей и участников. В их число входил и богатый трактирщик И. Е. Красовский, который позднее выкупил у Шустова дом и построил на его месте новый, в котором открыл трактир. За столиками отдыхали, обедали и пили чай, но порой здесь затевались и темные дела. Помимо нелегальных сходок в кабинетах и революционных митингов в залах в 1905 году здесь «заседала» ассоциация «Чугунных шляп» — аукционные скупщики и их подручные, отбивавшие у постороннего покупателя охоту приобретать что-либо на аукционе: хорошую вещь немедленно покупали раньше него, а «дрянь» вгоняли в такую цену, что тому уже не хотелось даже торговаться. Эта махинация называлась: «надеть чугунную шляпу».

    Красовские продолжали держать голубей, но, кроме того, здесь устраивали знаменитые петушиные бои. И чиновники, и театральные деятели, и богатые купцы, приезжавшие в «Голубятню» со своими петухами, — все были равны в азарте захватывающего зрелища.

    После смерти Красовского трактир содержал его сын Николай. Под псевдонимом Н. Остоженский он писал популярные тогда сатирические куплеты. Когда он разорился, трактир перешел к другому владельцу и вскоре закрылся. Теперь это жилой дом.

    От Остоженки вниз к Москве-реке уходит Хилков переулок. В доме № 3 по его правой стороне в 1828 году открылось Заведение искусственных минеральных вод, основанное профессором Московского университета Христианом Лодером. Сюда съезжалась аристократическая публика пить воды и делать моцион вокруг пруда в тенистом саду. В народе эту приятную лечебную процедуру называли «гонять лодыря», играя на сходстве слова «лодырь» и фамилии владельца заведения — с немецкого она переводится как «бездельник».

    На самом же деле доктор Лодер был человеком уважаемым и трудолюбивым. В 1812 году он был главным врачом всех московских госпиталей. Рассказывали, что однажды его карета обогнала парадный выезд обер-полицмейстера Москвы. Это считалось большой дерзостью, но на крики возмущенного полицмейстера Лодер ответил: «Вас знает только Москва, а меня — вся Европа».

    В 1874 году в этом здании расположилась женская гимназия Фишер — единственная в Москве с мужской программой обучения: здесь преподавали математику, латинский и греческий языки.

    На той же стороне Остоженки стоит скромная деревянная усадьба (дом № 37). В середине XIX века она принадлежала Варваре Петровне Лутовиновой, матери И. С. Тургенева. Писатель часто гостил здесь и в 1850 году работал над «Записками охотника». В этом доме на самом деле произошли события, описанные в повести «Муму»: Варвара Петровна явилась прототипом бездушной барыни, только ее настоящего крепостного звали не Герасим, а Андрей.

    Во флигеле усадьбы в 1897 — 1909 годах располагались классы Пречистенских рабочих курсов, организованных известной московской меценаткой Варварой Алексеевной Хлудовой-Морозовой.

    Напротив усадьбы Лутовиновой стоит величественный дворец (№ 38), построенный в 1771 году Матвеем Казаковым для генерала Петра Дмитриевича Еропкина. Он прославился тем, что усмирил восстание в Москве во время страшной чумы в 1771 году.

    Все началось с того, что одному простолюдину приснился сон, будто чума наслана на москвичей за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери, которая находилась тогда на Варварских воротах Китай-города. Он уселся у ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем о своем видении. Люди ринулись к Варварским воротам, и по лестницам залезали вверх, чтобы приложиться к образу. Такое скопление народа и целование иконы во время эпидемии только усиливали болезнь. Архиепископ Амвросий решил убрать икону в церковь, чем вызвал неописуемый гнев и без того паникующих москвичей. Амвросия убили в Донском монастыре, где он пытался укрыться от разъяренной толпы. Оттуда бунтовщики кинулись на Остоженку к Еропкину, которого считали сообщником Амвросия, но генерал уже находился в Кремле. Он уговаривал народ разойтись, но в него полетели камни и палки, а толпа ринулась в Спасские ворота. Два дня войска под командованием Еропкина усмиряли восставших. За подавление бунта Екатерина Великая наградила его голубой Андреевской лентой, подарила ему 20 000 рублей и хотела пожаловать 4 тысячи крепостных, но он отказался: «Нас с женой только двое, детей у нас нет, состояние имеем, к чему же нам набирать себе лишнее?» Императрица назначила Еропкина московским генерал-губернатором и посетила его дом на Остоженке.

    С начала XIX века здесь располагалось Коммерческое училище, куда принимали детей купеческого сословия. Здесь им преподавали русский и иностранный языки, математику, бухгалтерию, риторику, географию. В семье преподавателя этого училища в 1820 году родился историк С. М. Соловьев и жил в этом доме до 1850 года. Отсюда он ходил на лекции в Московский университет: сначала — учиться, потом — преподавать. В 1822—1830 годах здесь учился писатель И. А. Гончаров. В 1830 году он по своему желанию оставил училище и поступил в Московский университет.

    После революции училище закрылось, и здесь расположился Институт иностранных языков им. Мориса Тореза (ныне — Лингвистический университет).

    За этим домом начинается Померанцев переулок. Он назван так в 1922 году в честь прапорщика А. А. Померанцева, который участвовал в московских боях в ноябре 1917 года на стороне революционных войск и привел на Остоженку свою роту из Хамовнических казарм. Здесь он был тяжело ранен, и долгое время считался погибшим. В его память был переименован Троицкий переулок между Остоженкой и Пречистенкой. Однако Померанцев выжил, став крупным специалистом в области молекулярной физики, профессором МГУ, и только незадолго до смерти в 1979 году узнал, что московский переулок носит именно его имя.

    В самом начале Померанцева переулка с левой стороны стоит респектабельный дом в стиле модерн (№ 3), построенный в 1915 году архитектором Д. Челищевым. Здесь была последняя московская квартира Сергея Есенина (кв. № 8), которая принадлежала его жене Софье Андреевне Толстой, внучке Льва Толстого. Есенин поселился здесь летом 1925 года и прожил всего полгода. Атмосфера в его семье сложилась неблагоприятная, душная, и он жаловался сестре в письме: «...Слишком все здесь заполнено «великим старцем», его так много везде, и на столах, и в столах, и на стенах, кажется, даже на потолках, что для живых людей места не остается». В этой квартире Есенин работал над «Черным человеком».

    23 декабря 1925 года поэт уехал отсюда в Ленинград, а на рассвете 28 декабря он покончил с собой в номере гостиницы «Англетер».

    Несколько лет в квартире № 8 существовал музей Есенина, но в 1929 году он был закрыт. Есть проект его восстановления, пока же на фасаде дома находится мемориальная доска.


Будем очень признательны, если Вы поделитесь этой страницей с другими.


Facebook
Описание: Остоженка улица
Теги: Остоженку, Москве, Москвы, Остоженке, доме, московских, Перцова, Еропкина, трактир, Шустова, Всехсвятскому проезду, Пречистенской набережной, кабаре «Летучая мышь», дома Нирнзее, Илии Обыденного, «Голубятня», Хилков переулок, «гонять лодыря», Лингвистический университет, Померанцев переулок
Сегодня: 16.11.2018; Ваш IP-адрес: 54.91.203.233

 

 
 
 

Интересное о Москве

114 лет назад в Москве появилась первая велодорожка. Тянулась она вдоль нынешнего Ленинградского проспекта и активно использовалась москвичами на рубеже веков.