Система Orphus
Москва Великая   Москва   Арбат улица

Арбат улица

    ст.м. «Арбатская»

    Арбат, этот подлинный символ старой Москвы, относительно недавно отметил свое пятисотлетие. Название «Арбат» впервые встречается в летописи в 1493 году: тогда весь город охватил страшный пожар, начавшийся от свечки в арбатской церкви Николы в Песках. Отсюда пошла известная московская поговорка: «От копеечной свечи Москва сгорела».

    Так и неизвестно, откуда же произошло название этой знаменитой московской улицы. Возможно, от славянского корня «горбат», что на языке того времени означало неровную местность. А другие версии связывают его с арабским словом «арбад», означающим «пригород», ведь собственно городом в XV веке был только Кремль. Здесь в старину стояли торговые караваны восточных купцов, памятью о которых, возможно, и осталось в старомосковском языке название улицы.

    Сначала на Арбате располагались многочисленные слободы, но со второй половины XVIII века он становится, как и Пречистенка, самой аристократической частью города — «московским Сен-Жерменом». Здесь селится московская интеллигенция. Арбат и Пречистенка похожи и судьбами и характером. Здесь никогда не строились фабрики, бараки для рабочих, не было кабаков и ярмарок. Недаром же в Москве говорили: «За деньгами — в Замоскворечье, за чинами — в Петербург, за знаниями и воспоминаниями — на Арбат».

    Район между Арбатом и Пречистенкой переносит нас в неповторимый мир тихих арбатских переулков, где каждый дом дышит старой Москвой.

    В 1986 году Арбат был реконструирован, став тогда единственной в Москве пешеходной улицей.

    Открывает Арбат старинный ресторан «Прага» (дом № 2), который обязан своим рождением меткому глазу и твердой руке купца Тарарыкина. Еще в 70-х годах XIX столетия на первом этаже этого здания открылся недорогой трактир «Прага». Его посетителями были в основном извозчики с Арбатской площади, которые немудрено называли его «Брагой». В 1896 году купец Тарарыкин выиграл этот дом на бильярде левой рукой. Предприимчивый игрок вскоре решил сделать из «Праги» первоклассный московский ресторан, используя все выгоды его расположения на Арбате. Предприятие сулило ему большой доход, и купец денег не пожалел: здание перестраивали лучшие московские архитекторы стиля модерн Л. Кекушев и А. Эрихсон.

    Ресторан был щедро украшен лепниной, позолотой, бронзой, зеркалами. Его помещение состояло теперь из небольших залов и уютных садиков со столиками, где можно было спокойно отдохнуть. На крыше устроили летний сад — в теплое время года гости обедали на свежем воздухе и любовались видом Москвы.

    Привлекала «Прага» и своей изысканной кухней, где соединялись традиции лучших кулинаров Москвы — француза Оливье из «Эрмитажа» и знаменитого Тестова с Охотного ряда. Тарарыкин перещеголял Тестова даже в его знаменитых стерляжьих расстегаях: в «Праге» они готовились пополам с осетриной. На каждой тарелке или чашке золотом была выведена доброжелательная надпись: «Привет от Тарарыкина». Не забыл хозяин и о том, как ему удалось приобрести «Прагу» — в ресторане были лучшие в Москве бильярды.

    Система обслуживания у Тарарыкина была безупречной. Жалованье, как и было положено хозяину достойного ресторана, он не платил, и официанты получали доходы с чаевых. Каждый сдавал весь свой сбор за день в общую кассу, а потом деньги распределялись поровну. Если кто-то пытался утаить часть своего «гонорара», его изгоняли с места.

    «Прага» очень скоро заслужила репутацию одного из лучших ресторанов Москвы и стала местом проведения торжественных официальных обедов.

    В 1901 году после премьеры «Трех сестер» актеры Московского Художественного театра чествовали в «Праге» А.П. Чехова. Здесь же в 1913 году были устроены торжества по случаю реставрации И.Е. Репиным своей картины «Иван Грозный и сын его Иван», которую изрезал в Третьяковской галерее старообрядец-иконописец Абрам Балашов. В «Праге» проводились по традиции ежегодные «рубинштейновские обеды» — в память об основателе Московской консерватории Николае Рубинштейне.

    После революции ресторан у Тарарыкина отобрали, и в нем открылась «общедоступная столовая Моссельпрома». В 30-е годы она была преобразована в спецстоловую, где обедали охранники Сталина: по Арбату («Военно-грузинской дороге», как москвичи называли улицу в ту пору), он проезжал кратчайшим путем на дачу в Кунцево.

    В 1954 году после капитального ремонта здесь вновь был открыт ресторан «Прага», а на первом этаже — фирменная «Кулинария», где можно приобрести ресторанные закуски и блюда национальной чешской кухни.

    С Арбата можно свернуть направо в тихий Серебряный переулок, который выходит на Новый Арбат. В старину здесь жили мастера Старого серебряного (монетного) двора. Одно время он назывался Мануковым — по фамилии жившего здесь петербургского судьи Ф. Манукова. В 1728 году он отдал свою усадьбу в приданое дочери, выходившей замуж за поручика Преображенского полка Василия Суворова. Через год у них родился сын, будущий великий русский полководец А.В. Суворов. Эта усадьба, выходившая фасадом на Арбат, не сохранилась — в 1941 году в нее попала фашистская бомба.

    Напротив Серебряного переулка с Арбата уходит Староконюшенный переулок, названный так по Старой Конюшенной слободе царского двора. В самом начале переулка с левой стороны притаилась деревянная избушка в резных узорах. Этот дом, построенный в 1870 году архитектором О. Гунстом для известного предпринимателя А. Пороховщикова, получил премию на Всемирной выставке в Париже как олицетворение русского стиля. В конце прошлого века здесь жил известный философ, профессор Московского университета Сергей Трубецкой. На вечерах в его доме часто выступал молодой композитор Александр Скрябин.

    Налево от Арбата уходит Калошин переулок, названный так по фамилии одного из домовладельцев — Калошина.

    В доме № 4 в 40-х годах XIX века жила А. Малиновская, родственница и воспитанница Е.Р. Дашковой, ставшая посаженой матерью невесты на свадьбе Пушкина. В 1912—1919 годах здесь жил академик В. Обручев, геолог и географ, проектировавший Забайкальскую и Транссибирскую железные дороги. Именем Обручева назван горный хребет на Памире, но наибольшую известность ему принесли знаменитые научно-фантастические романы «Плутония» и «Земля Санникова».

    Здесь же, в Калошином переулке, на углу с Сивцевом Вражком, где сейчас стоит громоздкое административное здание с башней (№ 26/28), в прошлом веке находился дом, которым владел граф Федор Иванович Толстой по прозвищу «Американец».

    В молодости Толстой служил в Преображенском полку, но карты, многочисленные дуэли и всяческие проказы заставили его рано выйти в отставку. В Москве ходили легенды о его буйном нраве и безрассудных выходках. Одна их них принесла Толстому прозвище «Американец». В августе 1803 года он записался добровольцем на корабль «Надежда», в первую русскую кругосветную экспедицию И.Ф. Крузенштерна. Бурная натура Толстого не унималась и там. Однажды он затащил в каюту начальника экспедиции орангутанга, жившего на корабле. Разложив на столе путевые записи Крузенштерна, шутник накрыл их чистым листом бумаги и стал на глазах у обезьяны усердно поливать его чернилами, а потом положил листок в карман и вышел из каюты. Орангутанг с удовольствием продолжил это увлекательное занятие на тетрадях Крузенштерна. Проделка Толстого стоила ему изгнания из экспедиции: вышедший из терпения Крузенштерн высадил его на один из Алеутских островов Северной Америки. Почти полгода граф прожил с аборигенами, приняв их образ жизни. Он раскрасил свое тело татуировкой, чем привел алеутов в неописуемый восторг. Они даже предложили Толстому стать царем их племени. От алеутского царства Толстой все же отказался, добрался до материка и вернулся в Петербург. Приключение Толстого вновь заставило заговорить о нем во всех великосветских салонах. Это о графе-авантюристе вещает Репетилов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

    Ночной разбойник, дуэлист, 
    В Камчатку сослан был, 
    Вернулся алеутом. 
    

    Охваченный патриотическим порывом, Толстой отправился рядовым ополченцем на войну с Наполеоном. На Бородинском поле он был тяжело ранен и получил в награду за храбрость солдатский Георгиевский крест IV степени.

    Очередной скандал произошел, когда Толстой стал распускать обидные сплетни о Пушкине перед отправкой того в ссылку в Михайловское. Шесть лет оскорбленный поэт готовился к дуэли, ежедневно упражняясь в стрельбе. Вернувшись в Москву, Пушкин сразу же отправил к обидчику секунданта. Но дуэль так и не состоялась, а вскоре их помирили. В 1829 году на балу поэт встретил Наталью Гончарову. Толстой оказался другом семьи Гончаровых, и он представил им Пушкина, после чего поэт стал вхож к ним в дом. До конца жизни Пушкин считал Толстого своим сватом, и у них были очень добрые отношения. Он стал прототипом Зарецкого в «Евгении Онегине». Попал Федор Толстой и на страницы «Войны и мира» в образе Долохова — Льву Толстому он приходился двоюродным дядей.

    Параллельно Калошину переулку проходит Кривоарбатский переулок. На его правой стороне — Стена Виктора Цоя, появившаяся на Арбате после гибели известного рок-певца в августе 1990 года. С тех пор здесь оставляют надписи в память о Цое его многочисленные поклонники.

    На углу Арбата и Кривоарбатского переулка стоит старейший из сохранившихся арбатских домов (№ 37), построенный в конце XVIII века. В 20-х годах прошлого столетия он принадлежал графу В.А. Бобринскому, внуку императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова. Он состоял под секретным надзором полиции за недонесение о декабристском тайном обществе.

    В 1834—1835 годах здесь жила знаменитая драматическая актриса Екатерина Семенова-Гагарина. Дочь крепостного крестьянина, она не владела грамотой, и свои роли учила со слов режиссера. Поэт и переводчик «Илиады» Н.И. Гнедич по нескольку раз проходил с Семеновой каждую роль, помогая ей правильно ставить ударения. Талант актрисы был столь велик, что почитали за честь видеть ее на званых вечерах в аристократических салонах. Вскоре она стала княгиней, выйдя замуж за своего давнего поклонника князя Гагарина.

    Сам Пушкин был поклонником ее таланта, воспев ее в первой главе «Евгения Онегина». В январе 1830 года он подарил Семеновой экземпляр только что вышедшего «Бориса Годунова» с дарственной надписью.

    Большой Николопесковский переулок (в советское время - улица Вахтангова) назван так по церкви Николы на Песках, стоявшей на месте жилого дома № 6 (строен. 1) по правой стороне переулка.

    В доме № 11 в 1912—1915 годах жил композитор АН. Скрябин, написавший здесь «Божественную поэму» и «Прометея». Он умер совсем молодым в возрасте 43 лет от заражения крови. Скрябина отпевали в соседней церкви Николы на Песках. Его ближайший друг композитор С.И. Танеев встал больной с постели, чтобы присутствовать на похоронах. На кладбище в очень холодный и ветреный день он стоял с непокрытой головой, не слушая просьбы надеть шляпу. Вскоре Танеев получил воспаление легких и в начале июня умер. Отпевали его в той же церкви Николы на Песках. В 1922 году в доме № 11 был открыт Музей-квартира Скрябина.

    На месте серого дома № 5 в прошлом веке стояла усадьба, где в начале 1831 года жил Павел Воинович Нащокин, один из ближайших друзей Пушкина. Перед свадьбой его, крайне стесненный в деньгах, не стал шить нового фрака и одолжил его у Нащокина. Говорили, что в нем и похоронили поэта.

    Еще в молодости гадалка предсказала Пушкину, что он умрет или от белой лошади, или от белокурого человека из-за жены. Перед свадьбой Пушкина охватило тревожное предчувствие. За два дня до венчания поэт приехал к Нащокину, у которого в это время находилась знаменитая цыганская певица Татьяна Демьянова. Пушкин был немного печален: «Спой мне, Таня, что-нибудь на счастие; слышала, может быть, я женюсь...» Тогда она немного тоскливо запела песню, про которую говорили, что она не к добру:

    Ах, матушка, что так в поле пыльно? 
    Государыня, что так пыльно? 
    Кони разыгралися. А чьи то кони, чьи то кони?
    Кони Александра Сергеевича... 
    

    Внезапно, слушая песню, Пушкин заплакал навзрыд. К нему бросился Нащокин: «Пушкин, что с тобою?!» «Эта песня мне всю внутрь перевернула, она мне большую потерю предвещает», - ответил поэт и вскоре уехал, ни с кем не простившись.

    Жилой дом (№ 43), где родился Б.ОкуджаваЖилой дом (№ 43), где родился Б.Окуджава

    В конце Большого Николопесковского переулка до 60-х годов XX века находилась Собачья площадка — там, где сейчас протянулись коробки Новоарбатской магистрали. Это было одно из самых заповедных московских местечек. В XVI — XVII веках здесь располагался двор, в котором держали своры собак для любимого царского занятия — охоты. Отсюда и произошло столь необычное название. Собачью площадку украшал небольшой фонтан в виде мраморной стелы с собачьими головками. Его соорудила на свои средства в 1910 году внучка русского философа А.С. Хомякова, который жил здесь в 40-х годах прошлого столетия. В феврале 1895 года в доме Хомякова сестры Гнесины основали первую в России общедоступную музыкальную школу (сейчас — Музыкальное училище им. Гнесиных). После того, как училище переехало на Поварскую улицу, в доме Хомякова разместился Музей дворянского быта. Он был настолько хорош, что под предлогом его сохранения в 60-х годах безуспешно пытались спасти от сноса и саму Собачью площадку.

    В 1962 году по этому старинному району Москвы началась прокладка широкой магистрали — проспекта Калинина (совр. Новый Арбат). Через год от Собачьей площадки не осталось и следа: правительство торопило строителей закончить работу к годовщине революции, и 7 ноября по новой трассе прошли первые колонны демонстрантов.

    Вернемся на Арбат. В доме № 43 родился и вырос знаменитый бард Булат Окуджава, которого по праву называют певцом Арбата. Песенка об арбате Булата Окуджавы:

    Ты течешь, как река. Странное название! 
    И прозрачен асфальт, как в реке вода.
    Ах, Арбат, мой Арбат,
                                            ты — мое призвание.
    Ты — и радость моя, и моя беда.
     
    Пешеходы твои — люди невеликие,
    каблуками стучат — по делам спешат.
    Ах, Арбат, мой Арбат,
                                               ты — моя религия,
    мостовые твои подо мной лежат.
     
    От любови твоей вовсе не излечишься,
    сорок тысяч других мостовых любя.
    Ах, Арбат, мой Арбат,
                                               ты — мое отечество,
    никогда до конца не пройти тебя. 
    

    Дом № 53 построен в середине XVIII века. На его втором этаже в феврале 1831 года снял квартиру Пушкин, поселившийся здесь с молодой женой. Это первая и единственная сохранившаяся московская квартира поэта. Накануне свадьбы, 17 февраля 1831 года, поэт устроил здесь мальчишник, куда пригласил друзей — Дениса Давыдова, Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского, П.В. Нащокина. Пушкин в тот вечер был на редкость печален и задумчив, словно предчувствуя трагическую роль, которую сыграет женитьба в его судьбе.

    На следующий день молодые приехали сюда прямо с венчания, и их встречали, по русскому обычаю — с иконой, князь Вяземский с десятилетним сыном и Нащокин. Первые три месяца своей семейной жизни Пушкин был совершенно счастлив. Здесь он не написал ни строчки, а за весь этот год он создал всего пять стихотворений. Но уже весной жизнь поэта осложнили финансовые трудности: из-за непомерно больших трат Пушкин был вынужден закладывать у ростовщика даже бриллианты жены. Да и весь московский высший свет относился к поэту недоброжелательно, распуская о нем обидные сплетни. Все это заставило Пушкина покинуть Москву и перебраться в Петербург в мае 1831 года.

    Затем дом переходил к разным владельцам. В 1884—1885 годах здесь жил А.И. Чайковский, родной брат композитора, и Петр Ильич встречал у него Новый 1885 год.

    В 1920—1921 годах в доме работал Окружной самодеятельный театр Красной Армии, работавший в авангардном направлении. В худсовет театра входили В.В. Маяковский и В.Э. Мейерхольд. На его сцене Москва впервые увидела молодого Эраста Гарина.

    Позже в доме устроили «коммуналки», а о пушкинской квартире совсем забыли. Лишь в 1930 году в сборнике «Пушкин в Москве» появились исторические сведения об арбатском доме. В феврале 1937 года на здании появилась мемориальная табличка. 18 февраля 1986 года, после реконструкции Арбата, в этом доме открыли Музей-квартиру Пушкина.

    А совсем неподалеку от Арбата в переулке Сивцев Вражек в доме № 16 (не сохранился) жила Мария Александровна Гартунг, старшая дочь Пушкина, прекрасным обликом которой Лев Толстой наделил Анну Каренину.

    С Арбата можно свернуть в Плотников переулок. Он назван так по Плотничьей слободе, находившейся здесь в XVII веке.

    Обращает на себя внимание доходный дом № 4 на углу с Б. Могильцевским переулком. Он построен в 1907 году архитектором Н.И. Жериховым для кандидата коммерческих наук Г.Е. Бройдо. На уровне второго этажа тянется оригинальный скульптурный фриз с изображениями Пушкина, Гоголя, Льва Толстого в окружении мифологических персонажей. Есть версия, что этот фриз делал скульптор Л.С. Синаев-Бернштейн, выполнявший в те же годы заказ по украшению портика музея на Волхонке. По его замыслу, там должны были появиться изображения Гоголя, Тургенева, Толстого. Но заказчик не принял уже готовый фриз, и, возможно, что один из его фрагментов попал позднее на стены доходного дома в Плотниковом переулке.

    Налево от Арбата уходит Денежный переулок (в советское время - ул. Веснина), названный так по жившим здесь в XVII веке чеканщикам монеты.

    Главное украшение переулка — великолепный особняк в стиле модерн (дом № 5), перестроенный в 1897 году архитектором П.С. Бойцовым для богатого текстильного промышленника С.П. Берга. До этого в доме жил писатель, директор московских театров, М.Н. Загоскин. Он собрал богатейшую библиотеку, которая не оставила равнодушным даже Н.В. Гоголя. Добрых отношений, однако, у писателей не сложилось, и в «Ревизоре» Загоскин ехидно обозначен как автор «Юрия Милославского».

    После революции здесь размещалось Германское посольство. Утром 6 июля 1918 года левый эсер Я.Г. Блюмкин застрелил в здании германского посла графа Мирбаха, выражая протест своей партии против поспешно заключенного Брестского мира. Этот террористический акт стал началом мятежа левых эсеров. Для предотвращения конфликта с Германией сюда приезжали Ленин, Дзержинский и Свердлов.

    Направо от Арбата — Спасопесковский переулок, названный так по церкви Спаса на Песках. Этот белокаменный храм XVII века с шатровой колокольней изображен на знаменитой картине В. Д. Поленова «Московский дворик».

    В глубине переулка за оградой стоит роскошный особняк в стиле неоампир (дом № 10). Он был построен в 1914 году архитекторами В. Адамовичем и В. Маятом для финансиста-миллионера Н.А. Второва. Загадочная смерть хозяина в домашнем кабинете рождала в Москве разноречивые слухи: то ли его убили красногвардейцы, то ли собственный сын, захотевший побыстрее промотать отцовское состояние. Так или иначе, но особняк пользовался дурной славой. Он попал на страницы «Мастера и Маргариты» Булгакова: в этом доме происходит бал Воланда.

    После Октябрьской революции особняк был экспроприирован и перешел в ведомство Наркомата иностранных дел. Сейчас здесь размещается Представительство посла США (Спасо-Хауз).

    В доме № 42 по правой стороне Арбата в начале XIX века жила графиня Н. Зубова — дочь А.В. Суворова. Во второй половине прошлого столетия здесь поселилась Елизавета Николаевна Киселева, в девичестве — Ушакова. В нее был страстно влюблен Пушкин и написал ей в альбом свой знаменитый «донжуанский список».

    Гастроном «Смоленский» долгое время после революции назывался «Торгсином» — сокращенно от «торговля с иностранцами». Они расплачивались здесь валютой, а советские граждане могли обменять в нем свои драгоценности на специальные талоны — боны, чтобы купить хорошие продукты.

    Неподалеку от Арбата в Глазовском переулке (в советское время - улица Луначарского) на углу со Смоленским бульваром стоит роскошная усадьба (№ 32). В последних десятилетиях XVIII века здесь жила генеральша Глазова — ее фамилия сохранилась в названии переулка. В конце прошлого столетия владельцем особняка стал знаменитый меценат Михаил Абрамович Морозов, основоположник морозовского собрания картин.

    Он окончил историко-филологический факультет Московского университета и был очень образованным человеком с тонким вкусом. Еще будучи студентом, он стал собирать картины европейских и русских мастеров — Коро, Гогена, Боровиковского, Сурикова, Левитана, любимого им Валентина Серова. Морозова очень уважали в художественной среде. Его жена Маргарита Кирилловна изображена на картинах Врубеля «Венеция» и «Царевна-Лебедь»

    Морозовы финансировали Московскую консерваторию, Строгановское художественное училище, на их средства был устроен зал греческой скульптуры в Музее изящных искусств.

    Но слава и авторитет Морозова меркли рядом с его женой, великолепной Маргаритой Кирилловной. Это была талантливая женщина с незаурядным умом, которая окружила себя замечательными людьми. Ей поклонялись Павел Милюков и Андрей Белый. После смерти мужа в 1903 году она продолжала жить в особняке, открыв здесь салон. Правда, он имел мало общего с великосветскими салонами того времени. В доме Маргариты Кирилловны устраивались политические диспуты и литературные чтения. Ее гости придерживались самых разнообразных идеологических взглядов — от либерала Милюкова до большевиков, которые читали здесь свои лекции по марксизму.

    Вместе с философом Е.Н. Трубецким она стала основательницей Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева и поддерживала его материально. В общество вошли лучшие русские философы начала века — Н.А. Бердяев, П.Н. Флоренский, С.Н. Булгаков. Они проповедовали нравственное очищение личности на основе религиозного сознания, искали истоки своей философии в творчестве Достоевского. Собрания общества происходили в доме Морозовой за зеленым столом.

    В 1910 году при этом обществе Маргарита Кирилловна на свои средства организовала издательство «Путь». Собранную мужем коллекцию в том же году она передала согласно его завещанию в дар Третьяковской галерее (потом часть картин из морозовского собрания перешла в Эрмитаж и ГМИИ).

    Тогда же Морозова продала дом меценату К.К. Ушкову и покинула особняк на Смоленском бульваре. Её постигла редкая для такого человека судьба. Она не была репрессирована и сослана, даже получила персональную пенсию, скончалась в 1958 году в глубокой старости, работая над мемуарами.


Будем очень признательны, если Вы поделитесь этой страницей с другими.


Facebook
Описание: Арбат улица
Теги: Арбат, Пушкин, Пушкина, Толстой, Москвы, Прага, церкви Николы на Песках, Москве, Гоголя, Морозова, Арбате, Московского, Тарарыкина, Хомякова, Нащокин
Сегодня: 25.04.2024; Ваш IP-адрес: 3.142.200.226

 

 
 
 

Интересное о Москве

Московское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в России - 1520 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций - 825 В).