Система Orphus
Москва Великая   Москва   Дворцы и храмы московского Кремля

Дворцы и храмы московского Кремля

    Ансамбль древнего Кремля

    Слева от Троицких ворот находится здание Арсенала Он был основан Петром I в 1701 году для хранения военного оружия и снаряжения. Кроме того, Арсенал должен был стать музеем воинской славы: царь издал указ о сборе «медных и железных пушек и всяких воинских знаков», добытых в боях с иностранными интервентами. Здание начали возводить архитекторы X. Конрад и Д. Иванов, однако во время Северной войны строительство было приостановлено и окончено только в 80-х годах XVIII века инженером Герардом. Вдоль стен Арсенала стоят русские пушки XVI—XVII веков, перенесенные сюда в 1960 году от здания Оружейной палаты.

    Справа от Арсенала находится здание Сената, построенное в 1776—1788 годах знаменитым московским зодчим Матвеем Казаковым. Когда были сняты строительные леса, начальник Кремля усомнился в прочности огромного купола, венчавшего здание. Тогда Казаков сам взошел на его вершину и больше часа простоял на огромной высоте, чтобы доказать надежность постройки. Купол величественного здания украсила позолоченная статуя Георгия Победоносца, которая сгорела в пожаре 1812 года и только недавно была восстановлена.

    После революции в здании работал Совет Народных Комиссаров, и с марта 1918 года здесь находились рабочий кабинет и квартира Ленина. Окна бывшего ленинского кабинета выходят на Сенатскую площадь и находятся на третьем этаже (второе и третье окна справа). Экспозиция музея «Кабинет и квартира Ленина в Кремле» перевезена в подмосковные Ленинские Горки.

    Между зданиями Арсенала и Сената находится Сенатская площадь. Здесь в феврале 1905 года эсер-террорист Иван Каляев бросил бомбу в карету Великого Князя Сергея Александровича, дяди императора Николая II. Жена Великого Князя Елизавета Федоровна после его смерти основала женский монастырь в Москве — Марфо-Мариинскую обитель на Большой Ордынке.

    Напротив Сенатской площади стоит чужеродное здание Дворца съездов, построенное в 1961 году. Это не что иное как конечное воплощение идеи строительства в Москве пресловутого Дворца Советов. Правда, Кремлевский Дворец съездов наглядно продемонстрировал вырождение самой идеи — от гигантской монументальной башни Б. Иофана и В. Щуко до безликой коробки архитектора М. Посохина, автора проекта Нового Арбата. Дорого стоило Москве строительство «главного здания страны» — сначала для него снесли храм Христа Спасителя, а потом серьезно пострадал ансамбль древнего Кремля.

    Мы выходим на Соборную площадь — главную площадь Кремля. Она сложилась во второй половине XV века, когда здесь выросли соборы, ставшие главными святынями Москвы и всей России. В старину на Соборной площади проходили коронационные торжества и шествия во время больших церковных праздников. Над Москвой тогда разливался колокольный звон Ивана Великого, колыхались золотые хоругви, и духовенство в сверкающих облачениях благословляло народ.

    Центральным местом действия становился пятиглавый Успенский собор — главный храм Москвы. Он был построен в Кремле еще при Иване Калите: митрополит Петр убеждал великого князя возвести в Москве собор во имя Пресвятой Богородицы по образцу Успенского собора в стольном граде Владимире: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами...» 4 августа 1326 года состоялась закладка собора, а в следующем году Иван Калита получил ярлык на великое княжение — Москва стала столицей сначала Владимиро-Суздальского княжества, а затем и всей Руси.

    К концу XV века храм обветшал, и в 1472 году псковские зодчие Кривцов и Мышкин приступили к строительству нового. Спустя два года почти возведенный собор неожиданно рухнул — произошло редчайшее в Москве землетрясение. Тогда в столицу был приглашен знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которому поручили заново построить собор в традициях русского зодчества. За образец вновь был принят Успенский собор во Владимире, и Фиораванти отправился туда постигать искусство русских мастеров. В 1475 году был заложен фундамент нового собора, а в 1479 году Успенский собор был освящен митрополитом Геронтием.

    Церкви кремлевского Теремного дворца

    На примере Успенского собора можно познакомиться с каноническим устройством русского православного храма. Слово «храм» происходит от славянского — «хоромы», что означает «дом». Храм состоит из трех частей: алтаря с престолом — символом Гроба Господня и Трона Христа; центрального пространства храма — наоса (по-гречески «корабль»), притвора, где в древней церкви могли находиться оглашенные — готовящиеся принять христианское Крещение, и кающиеся — временно отлученные от совершения церковных Таинств.

    В Успенском соборе находится высокий пятиярусный иконостас, традиционный для русских церквей. В Византии иконостас представлял собой небольшую перегородку, отделяющую основное пространство храма от алтаря с престолом. На нее верующие могли ставить иконы, принесенные из дома, и молиться перед ними. В Московской Руси появляются высокие иконостасы, выражающие глубокую религиозную идею. Основной мыслью иконостаса становится единство Ветхозаветной и Новозаветной церкви во Христе.

    Успенский собор

    Иконостас состоит из ярусов, или чинов: первый (нижний) чин называется Местным. В центре него — Царские Врата, символизирующие вход в Царствие Небесное, справа от них находится икона Христа Спасителя, слева — Божией Матери. Вторая икона справа называется местной: это всегда икона того праздника или святого, в честь которого освящен храм. В Успенском соборе местный чин иконостаса стал символом единства русской земли: он составлен из икон, привезенных из удельных княжеств, присоединенных к Москве. Второй ярус иконостаса называется Деисусным (по-гречески «деисус» — «моление»). В центре него находится образ Христа «Спас в Силах», справа и слева от него изображены Иоанн Креститель и Богородица с апостолами-евангелистами, молящие Иисуса Христа о спасении рода человеческого. Третий чин — Праздничный, где помещены иконы, изображающие двунадесятые праздники Православной Церкви. Четвертый чин — Пророческий, где в центре изображена Богородица с младенцем Христом на троне, а справа и слева от нее — ветхозаветные пророки со свитками в руках, свидетельствующие о грядущем пришествии в мир Христа. Последний чин иконостаса — Праотеческий, где изображены библейские патриархи. Завершает иконостас Распятие или изображение белого голубя как символа Святого Духа.

    Пять глав православного храма символизируют Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов. Купол храма символизирует небесный свод, поэтому внутри купола помещается изображение Христа Вседержителя (как в Успенском соборе) или Бога Саваофа (как в Архангельском соборе). На западной стене православного храма обычно находится изображение Страшного Суда. Это последнее, что видит человек, покидая храм, как напоминание о предстоящем каждому испытании.

    В 1547 году в Успенском соборе состоялось венчание на царство первого русского царя — Ивана Грозного, а с 1721 года здесь проходили коронации российских императоров. В Успенском соборе совершался обряд поставления митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви, здесь же находятся их гробницы. Патриаршество было отменено Петром I и восстановлено только после Февральской революции. 21 ноября 1917 года в Успенском соборе совершили обряд поставления в патриархи московского митрополита Тихона (Белавина), впоследствии причисленного церковью к лику святых. После переезда большевистского правительства в Москву служба в кремлевских соборах была запрещена. И только на Пасху 1918 года с особого разрешения Ленина здесь прошла последняя служба. Момент окончания этой пасхальной Литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая».

    Существует легенда, что в декабре 1941 года, когда фашисты уже стояли у стен Москвы, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных. В 1990 году Успенский собор был возвращен Православной Церкви, хотя в нем по-прежнему сохраняется музей.

    Благовещенский собор был домовым храмом русских царей. Здесь они венчались и крестили новорожденных наследников престола, а протопресвитер Благовещенского собора был духовником царской семьи.

    Благовещенский собор

    Храм построен в 1484—1489 годах мастерами Кривцовым и Мышкиным, а при Иване Грозном с левой стороны Благовещенского собора появилась крытая галерея, на которой царь стоял во время службы. В южном приделе находилась его молельня: вопреки церковному правилу царь в 1572 году вступил в брак в четвертый раз, и ему воспрещалось присутствовать при общем богослужении. С крыльца Благовещенского собора в марте 1584 года Иван Грозный увидел крестообразную комету и решил, что она предвещает ему скорую смерть. Через несколько дней его не стало.

    Особенностью настенных росписей Благовещенского собора являются изображения языческих мудрецов — Аристотеля, Фукидида, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к христианскому учению. У Сократа: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым — наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

    Рядом с Благовещенским собором находится древнейшее гражданское сооружение в Москве, дожившее до наших дней, — Грановитая палата Она построена в 1473—1490 годах архитекторами Марком и Петром Фрязиными. Стены здания выполнены из граненого камня, отсюда и произошло ее название. По традиции, здесь проводились торжественные коронационные обеды. В Грановитой палате царь Иван Грозный праздновал покорение Казани, а Борис Годунов принимал датского принца Иоанна, за которого сватал свою дочь. При Екатерине Великой здесь работала Уложенная Комиссия, составлявшая новый свод государственных законов.

    Красное крыльцо Грановитой палаты

    В палату ведет великолепное Красное крыльцо, украшенное роскошными каменными львами. В 30-е годы XX века крыльцо разрушили, а его место заняло невыразительное здание кремлевской столовой. В 1994 году, первым из московских памятников, Красное крыльцо было восстановлено.

    Архангельский собор служил усыпальницей великих князей и русских царей. Возведение собора началось в 1505 году под руководством итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Через три года он был освящен во имя Архистратига Михаила, Чиноначальника небесных сил — чтобы первый хранитель душ человеческих при жизни стал бы и хранителем их тел.

    На Руси погребение совершали до заката, чтобы покойник мог проститься с солнцем до воскресения из мертвых. Гроб накрывали каменной плитой, и возлагали на него загашенные после отпевания свечи — в знак погашения всякой вражды. Перед гробницами всегда теплились лампады и горели свечи: в своих духовных завещаниях князья наказывали своим детям соблюдать, «чтобы память о родителях не преставала и свеча бы их на гробах родительских не угасла».

    Первым в кремлевской усыпальнице был похоронен ее основатель Иван Калита — в старом соборе, который стоял здесь до творения Фрязина. Всего здесь находится 53 гробницы, в которых погребены великие князья и цари — от Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра I. Со времени переноса столицы в Петербург императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора. Единственным исключением стал Петр II, скоропостижно скончавшийся накануне своей свадьбы в Москве в 1730 году.

    Архангельский собор

    В росписи нижнего яруса собора можно увидеть изображения погребенных здесь великих московских и удельных князей: Дмитрия Донского, Ивана Калиты, Ивана III. Андрея Старицкого. Изображению великого князя Василия III, при котором строился Архангельский собор, отвели самое почетное место — на столпе напротив главного входа в храм. На остальных столпах изображены князья Владимиро-Суздальской Руси — предки московских князей, олицетворяющие предысторию Московского государства.

    Снаружи южную стену Архангельского собора поддерживают каменные подпоры. Стена треснула в конце XVIII века, когда для строительства Большого Кремлевского дворца по проекту В.И. Баженова был вырыт огромный котлован. Согласно проекту знаменитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю территорию Кремля заключить как бы в «футляр» — во двор нового дворца. Русское общество воспротивилось такому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено.

    Колокольня Ивана Великого построена для Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, которые не имели собственных звонниц. С 1329 года на этом месте стояла первая в Москве колокольня — церковь Иоанна Лествичника, «что под колоколами». В 1505—1508 годах была воздвигнута новая колокольня с церковью Иоанна Лествичника в основании столпа — отсюда произошло название всей колокольни. Сначала она была двухъярусной, но в 1600 году по повелению Бориса Годунова колокольню надстроили, и ее высота составила 81 метр. До возведения храма Христа Спасителя она была самым высоким сооружением древней Москвы, и запрещалось строить в городе здания выше Ивана Великого.

    Колокольня Ивана Великого. Справа - Успенская звоница

    С колокольней Ивана Великого связана одна московская легенда. Наполеон, услышав древнее предание о том, что крест на центральном куполе Благовещенского собора отлит из чистого золота, немедленно приказал снять его. Но он перепутал собор с колокольней Ивана Великого, где был железный крест с позолотой. Ни французские техники, ни инженеры не могли снять его с колокольни, пока не вызвался русский мужик, который залез на купол и по веревке спустил крест на землю. Когда он подошел к Наполеону за наградой, тот приказал немедленно расстрелять предателя своего Отечества...

    К колокольне Ивана Великого примыкает Успенская звонница, построенная в 1532—1543 годах итальянским архитектором Петроком Малым. На ней находится Большой Успенский колокол, отлитый в середине XIX века мастером А. Завьяловым, — самый большой из всех кремлевских колоколов.

    Впервые колокола в христианских церквях появились на Западе. По легенде, епископ Нолы св. Павлин увидел полевой колокольчик, и цветок навел его на мысль о создании церковного колокола. В Византии вместо колоколов использовали била — деревянные или каменные доски, в которые ударяли молотом.

    Звон колоколов на Руси неизменно сопровождал все великие торжества, знаменовал печальные и радостные события. Колокольный звон созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог прийти в храм, он побуждал к внутренней молитве.
    В старину около Ивана Великого с той стороны, где сейчас стоит Царь- колокол, находилась Ивановская площадь, на которой громко, во весь голос читали народу царские указы — «во всю Ивановскую», как тогда говорили. Отсюда и произошло выражение «Кричать во всю Ивановскую».

    На этой площади у подножия Ивана Великого на постаменте стоит знаменитый Царь-колокол. Это самый большой из всех русских колоколов, но Москва так никогда и не услышала его могучего голоса.
    В Москве ходила легенда, что чудо-колокол разбила тяжелая рука Петра Великого. Возвращаясь в Москву после Полтавской битвы, царь приказал в честь славной победы звонить во все московские колокола. Единственным из всех не зазвонил Царь-колокол, как ни старались звонари раскачать его язык. Разгневанный Петр дал им в помощь целую роту гвардейцев — язык колокола оборвался, но он так и не зазвонил. «Упрямее царя был» — говорили в народе. В руках у Петра была дубинка, которую он отобрал у шведского короля Карла XII под Полтавой, и в ярости ударил он по колоколу: «Вот тебе за то, что ты не хотел народу о моей победе оповестить!» Тогда от удара откололся у Царь-колокола кусок, а сам он загудел и ушел в землю.

    На самом же деле Царь-колокол был отлит московскими литейщиками Иваном и Михаилом Моториными для Успенской звонницы в 1734— 1735 годах уже после смерти Петра I. Колокол еще остывал в литейной яме, когда в мае 1737 года в Москве начался пожар. Холодная вода, которой заливали пламя, попала в яму: тогда колокол треснул, и от него откололся кусок весом в 12 тонн.
    Долгие годы пролежал треснувший колокол в глубокой яме на Ивановской площади. В 1836 году в Москву приехал французский архитектор Монферран (строитель Исаакиевского собора в Петербурге), чтобы достать колокол из ямы. Сперва к этому замыслу отнеслись в Москве без воодушевления. Говорили, что лучше бы продать дорогую медь с публичного торга или сохранить исторический памятник там, где он пролежал уже много лет. В Москве ходили слухи, что какой-то блаженный проклял этот колокол и осудил его лежать в земле до тех пор, пока стоит сама Москва. Тем не менее Царь-колокол подняли и установили на постамент, чтобы все могли любоваться бесценным творением русских литейщиков.

    С Соборной площади можно пройти к Большому Кремлевскому дворцу, где останавливались русские императоры во время своих приездов в Москву. Он был построен в 40-х годах XIX века архитектором К.А. Тоном, создателем храма Христа Спасителя. Он же в 1844 — 1851 годах построил здание Оружейной палаты, примыкающее к дворцу со стороны Боровицких ворот. В древности Оружейной палатой называлась кремлевская мастерская, где изготовляли оружие и воинские доспехи. В 1709 году после Полтавской битвы Петр I приказал передать в московскую Оружейную палату все трофейные орудия и знамена для создания музея боевой славы. Со временем она превратилась в настоящую сокровищницу России, где на обозрение выставлены воинские трофеи, царские регалии, предметы церковной утвари. В этом же здании размещается Алмазный фонд России.


Будем очень признательны, если Вы поделитесь этой страницей с другими.


Facebook
Описание: Дворцы и храмы Московского Кремля
Теги: Арсенал, Сенат, Сенатская площадь, Дворец съездов, Соборная площадь, Успенский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата, Красное крыльцо, Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата
Сегодня: 26.04.2024; Ваш IP-адрес: 18.221.145.52

 

 
 
 

Интересное о Москве

Самым необычным музеем в Москве считается музей воды.