Театральная площадь
(в советское время — пл. Свердлова)
До XIX века площадь называлась Петровской — ее пересекала улица Петровка. Затем она именовалась Цветочной, потому что одно время здесь велась оживленная торговля цветами. Современное название появилось в 20-х годах прошлого столетия, когда архитектор О.И. Бове построил на площади здания Большого и Малого театров.
Большой театр
Датой основания Большого театра считается 28 марта 1776 года, когда князь П.В. Урусов вместе с антрепренером М.Е. Медоксом создали Московский Публичный театр. Труппу составили актеры студенческого театра Московского университета, крепостных и частных театров. В 1780 году театр полностью перешел к Медоксу. Тогда же для него было построено отдельное здание на Петровской площади, и поэтому театр стал называться Петровским. На его сцене выступали актеры Ожогин, Плавильщиков, Елизавета и Сила Сандуновы (владельцы прославленных московских бань).
В мае 1805 года перед началом спектакля за кулисами начался пожар, и здание полностью сгорело. Медокс разорился, и его театр перешел в ведение казны. Так в Москве возник первый Императорский театр. С апреля 1806 года он давал спектакли во флигеле дома А.И. Пашкова на Моховой, которые с перерывами шли там до 1824 года. В 1809 году архитектор К. Росси построил специально для труппы Императорского театра деревянное здание у Арбатских ворот (на месте памятника Гоголю), но во время нашествия Наполеона на Москву Арбатский театр сгорел и больше не восстанавливался.
В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове, руководившего восстановлением послепожарной Москвы. Здесь развернулось строительство новых зданий для труппы Императорского театра — Большого и Малого театров. Доминантой площади стало величественное здание Большого театра, построенное в 1824 году на месте бывшего Петровского театра по проекту О.И. Бове и А.А Михайлова. Из камня разобранной набережной Неглинки и ступеней Кузнецкого моста соорудили базы колонн здания.

Театр открылся 6 января 1825 года прологом «Торжество муз» на музыку А Верстовского и А. Алябьева, и балетом «Сандрильона».
В 1853 году в театре был пожар, который длился несколько суток и привел к человеческим жертвам. От жара расплавились даже чугунные колонны. Здание пришлось восстанавливать почти заново: в 1856 году это выполнил архитектор А.К. Кавос. Фронтон нового здания украсила квадрига коней, управляемая богом искусств Аполлоном (скульптор П.К. Клодт). Великолепие интерьеров могло сравниться только с императорскими дворцами, и он по праву стал считаться одним из самых красивых театров мира. На сцене Большого театра блистали мировые звезды оперы и балета: Ф.И. Шаляпин, Л.B. Собинов, А.В. Нежданова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, Е.В. Гельцер.
Под сводами Большого театра звучала музыка великих композиторов — Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина... 7 сентября 1842 года здесь прошла премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», на музыку которой сейчас положен Государственный гимн России. В 1863 году в Большом театре давал концерты Рихард Вагнер. До его приезда было принято, чтобы дирижер помещался в первом ряду музыкантов лицом к залу. Вагнер же впервые на московской сцене встал лицом к оркестру и повернулся к публике спиной.
После революции театр переживал нелегкое время, оказавшись на грани закрытия. Тогда существовало мнение, что он не нужен рабоче-крестьянской республике. Сам Ленин, по словам Луначарского, относился к Большому театру «очень нервно». Он называл его «куском чисто помещичьей культуры» и говорил, что не позволительно содержать на государственные средства такую роскошь, когда в стране не хватает простых школ. Вопрос о судьбе Большого театра решался на специальном заседании Совнаркома зимой 1919 года. Его не закрыли, но по настоянию Ленина сумма на содержание Большого театра была сильно сокращена.
В настоящее время Большой театр остается лучшим театром оперы и балета в России, на прославленной сцене которого выступали Галина Уланова, Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Рудольф Нуриев, Екатерина Максимова, Владимир Васильев.
Малый театр
Этот старейший столичный театр называли вторым университетом Москвы — по той огромной просветительской роли, которую он сыграл в русской культуре. Его сцена помнит П.С. Мочалова, М.С. Щепкина, М.Н. Ермолову.

Дом был построен в 1818 году архитекторами А.Ф. Элькинским и О.И. Бове для купца В.В. Варгина. Он восторгался парижским Пале-Роялем с его театром и мечтал о таком же в Москве, поэтому заказал себе жилой дом с большим концертным залом, а через несколько лет сдал его в аренду казне. 14 октября 1824 года здесь состоялось первое представление труппы Императорского театра, переехавшей сюда из флигеля усадьбы Пашкова на Моховой. Через три месяца открылся Большой императорский театр, в котором стали давать преимущественно оперные и балетные постановки, а здесь играли драматические спектакли. Свое название Малый театр получил по залу, значительно меньшему, чем зал Большого.

После пожара 1841 года здание было перестроено по проекту К.А. Тона. Тогда было запрещено курить во всех помещениях театра во избежание нового пожара.
В Малом театре с успехом шли премьеры лучших произведений русских писателей. 27 ноября 1831 году здесь впервые была представлена публике комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», только что разрешенная цензурой к постановке. Чацкого играл П.С. Мочалов, а роль Фамусова исполнил М.С. Щепкин.
Михаил Семенович Щепкин выступил против сложившейся традиции искусственной театральной игры. В то время слова «любовь», «измена», «страсть» выкрикивались со сцены во всю возможную силу человеческого голоса. Кончая сильный страстный монолог, актер уходил со сцены, непременно подняв вверх правую руку. В особенно патетических местах принято было поднимать вверх указательный палец, а нравоучительные фразы говорились не собеседнику на сцене, а в зрительный зал.

Щепкин же утверждал реалистическое театральное искусство, повторяя: «Сцена не любит мертвечины, ей подавай живого человека». Он настаивал на живой передаче авторского замысла. Злейшим врагом успеха он считал привычку первых персонажей выдвигать свою роль в ущерб другим исполнителям и общему ходу спектакля. В 1853 году в театре произошло событие, определившее на долгие годы направление Малого театра — на его сцене была поставлена пьеса А.Н. Островского «Не в свои сани не садись». Пьесы великого драматурга имели огромный успех, и москвичи прозвали театр «домом Островского». Именно поэтому открытый в 1929 году памятник А.Н. Островскому изображает писателя в домашнем халате. Его выполнил скульптор Н.А. Андреев вместе со своим братом В.А. Андреевым. Был сшит бархатный халат, отороченный мехом, как на известном портрете Перова, и братья по очереди надевали этот халат и позировали друг другу. Островский сидит в кресле в глубокой творческой задумчивости, в правой руке зажат карандаш, в левой — листы бумаги.
В настоящее время Малый театр по-прежнему славится своими постановками, а в его труппе выступают лучшие русские драматические актеры.
Центральный универсальный магазин (ЦУМ)
Это один из крупнейших торговых центров в Москве. До 1922 года он назывался «Мюр и Мерилиз».

Шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр прибыли в Россию в цервой половине XIX века и основали здесь торговую фирму «Мюр и Мерилиз». В 80-х годах из Петербурга они переехали в Москву, где открыли оптовый магазин дамских шляп и галантереи на Кузнецком мосту. Вскоре «Мюр и Мерилиз» перешел на более выгодную розничную торговлю, и уже через несколько лет стал процветающим русским предприятием. Это был первый в России универсам — магазин для людей среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов.
В 1892 году «Мюр и Мерилиз» распахнул свои двери в доме в самом начале Петровки. Лучшего места для магазина было не найти: рядом проходила улица дорогих магазинов — Кузнецкий мост, неподалеку располагался шикарный Пассаж.
Товары здесь были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы: когда покупатель бывал недоволен, товар немедленно заменяли новым. В специальной темной комнате с газовыми фонарями придирчивые модницы могли судить о цвете шелковых материй при вечернем освещении.
Для детей поход в «Мюр и Мерилиз» был настоящим праздником, ведь здесь их ждали восхитительные игрушки. К каждой были прикреплены ярлычки с названиями: «Лошади деревянные с шерстью», «Медведь в меху заводной кувыркающийся»... Большой популярностью в то время пользовалась игрушка «Бур металлический заводной верхом» — в 1899 году началась Англо-бурская война, и симпатии русских были на стороне буров.
Слава московского магазина гремела по всей России: «Мюр и Мерилиз» бесплатно рассылал каталоги своих товаров, и любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте.
Частым гостем магазина был Антон Павлович Чехов, покупавший здесь шляпы и писчую бумагу, а также мебель для своего нового дома в Ялте. Он очень любил «Мюр и Мерилиз» и даже назвал двух своих собак в честь владельцев универмага.
Вечером 24 ноября 1900 года в магазине начался пожар. Напротив, через улицу в Большом в это время давали «Ледяной дом», в котором солировал Шаляпин. Узнав о бедствии, зрители в панике покидали театр. На следующий день от здания остались лишь стены.
Вскоре на месте сгоревшего дома поднялись строительные леса, и в 1908 году здесь выросло новое шикарное здание универсама по проекту Р.И. Клейна. «Мюр и Мерилиз» поднялся на вершину своей славы. Сенсацию вызвало появление в магазине электрических лифтов для покупателей, ведь они были в ту пору невиданной редкостью.
После революции «Мюр и Мерилиз» национализировали. Хозяин магазина Ф. Уолтер, почти пятьдесят лет возглавлявший компанию, при котором она достигла невиданного могущества, был уволен.
Универсам стал называться ЦУМ, хотя москвичи-старожилы до сих пор помнят его прежнее название.
Будем очень признательны, если Вы поделитесь этой страницей с другими.
Теги: театральная площадь, пл. Свердлова, Большой, театр, Большого,театра, Мюр, Мерилиз, Малый, академический, театр, Бове, Москве, Щепкин, Островскому, Пашкова, Петровской, Шаляпин
Интересное о Москве
Социальные сети