Театральная площадь - Москва Великая
 
Система Orphus
Москва Великая   Москва   Театральная площадь

Театральная площадь

    (в советское время — пл. Свердлова)

    До XIX века площадь называлась Петровской — ее пересекала улица Петровка. Затем она именовалась Цветочной, потому что одно время здесь велась оживленная торговля цветами. Современное название появилось в 20-х годах прошлого столетия, когда архитектор О.И. Бове построил на площади здания Большого и Малого театров.

    Большой театр

    Датой основания Большого театра считается 28 марта 1776 года, когда князь П.В. Урусов вместе с антрепренером М.Е. Медоксом создали Московский Публичный театр. Труппу составили актеры студенческого театра Московского университета, крепостных и частных театров. В 1780 году театр полностью перешел к Медоксу. Тогда же для него было построено отдельное здание на Петровской площади, и поэтому театр стал называться Петровским. На его сцене выступали актеры Ожогин, Плавильщиков, Елизавета и Сила Сандуновы (владельцы прославленных московских бань).

    В мае 1805 года перед началом спектакля за кулисами начался пожар, и здание полностью сгорело. Медокс разорился, и его театр перешел в ведение казны. Так в Москве возник первый Императорский театр. С апреля 1806 года он давал спектакли во флигеле дома А.И. Пашкова на Моховой, которые с перерывами шли там до 1824 года. В 1809 году архитектор К. Росси построил специально для труппы Императорского театра деревянное здание у Арбатских ворот (на месте памятника Гоголю), но во время нашествия Наполеона на Москву Арбатский театр сгорел и больше не восстанавливался.

    В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове, руководившего восстановлением послепожарной Москвы. Здесь развернулось строительство новых зданий для труппы Императорского театра — Большого и Малого театров. Доминантой площади стало величественное здание Большого театра, построенное в 1824 году на месте бывшего Петровского театра по проекту О.И. Бове и А.А Михайлова. Из камня разобранной набережной Неглинки и ступеней Кузнецкого моста соорудили базы колонн здания.

    Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову возле дома № 2 по Театральному проездуГосударственный академический Большой театр России

    Театр открылся 6 января 1825 года прологом «Торжество муз» на музыку А Верстовского и А. Алябьева, и балетом «Сандрильона».

    В 1853 году в театре был пожар, который длился несколько суток и привел к человеческим жертвам. От жара расплавились даже чугунные колонны. Здание пришлось восстанавливать почти заново: в 1856 году это выполнил архитектор А.К. Кавос. Фронтон нового здания украсила квадрига коней, управляемая богом искусств Аполлоном (скульптор П.К. Клодт). Великолепие интерьеров могло сравниться только с императорскими дворцами, и он по праву стал считаться одним из самых красивых театров мира. На сцене Большого театра блистали мировые звезды оперы и балета: Ф.И. Шаляпин, Л.B. Собинов, А.В. Нежданова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, Е.В. Гельцер.

    Под сводами Большого театра звучала музыка великих композиторов — Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина... 7 сентября 1842 года здесь прошла премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», на музыку которой сейчас положен Государственный гимн России. В 1863 году в Большом театре давал концерты Рихард Вагнер. До его приезда было принято, чтобы дирижер помещался в первом ряду музыкантов лицом к залу. Вагнер же впервые на московской сцене встал лицом к оркестру и повернулся к публике спиной.

    После революции театр переживал нелегкое время, оказавшись на грани закрытия. Тогда существовало мнение, что он не нужен рабоче-крестьянской республике. Сам Ленин, по словам Луначарского, относился к Большому театру «очень нервно». Он называл его «куском чисто помещичьей культуры» и говорил, что не позволительно содержать на государственные средства такую роскошь, когда в стране не хватает простых школ. Вопрос о судьбе Большого театра решался на специальном заседании Совнаркома зимой 1919 года. Его не закрыли, но по настоянию Ленина сумма на содержание Большого театра была сильно сокращена.

    В настоящее время Большой театр остается лучшим театром оперы и балета в России, на прославленной сцене которого выступали Галина Уланова, Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Рудольф Нуриев, Екатерина Максимова, Владимир Васильев.

    Малый театр

    Этот старейший столичный театр называли вторым университетом Москвы — по той огромной просветительской роли, которую он сыграл в русской культуре. Его сцена помнит П.С. Мочалова, М.С. Щепкина, М.Н. Ермолову.

    Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову возле дома № 2 по Театральному проездуГосударственный академический Малый театр

    Дом был построен в 1818 году архитекторами А.Ф. Элькинским и О.И. Бове для купца В.В. Варгина. Он восторгался парижским Пале-Роялем с его театром и мечтал о таком же в Москве, поэтому заказал себе жилой дом с большим концертным залом, а через несколько лет сдал его в аренду казне. 14 октября 1824 года здесь состоялось первое представление труппы Императорского театра, переехавшей сюда из флигеля усадьбы Пашкова на Моховой. Через три месяца открылся Большой императорский театр, в котором стали давать преимущественно оперные и балетные постановки, а здесь играли драматические спектакли. Свое название Малый театр получил по залу, значительно меньшему, чем зал Большого.

    Московский Малый театрМосковский Малый театр, 90-е г.г. XIX века

    После пожара 1841 года здание было перестроено по проекту К.А. Тона. Тогда было запрещено курить во всех помещениях театра во избежание нового пожара.

    В Малом театре с успехом шли премьеры лучших произведений русских писателей. 27 ноября 1831 году здесь впервые была представлена публике комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», только что разрешенная цензурой к постановке. Чацкого играл П.С. Мочалов, а роль Фамусова исполнил М.С. Щепкин.

    Михаил Семенович Щепкин выступил против сложившейся традиции искусственной театральной игры. В то время слова «любовь», «измена», «страсть» выкрикивались со сцены во всю возможную силу человеческого голоса. Кончая сильный страстный монолог, актер уходил со сцены, непременно подняв вверх правую руку. В особенно патетических местах принято было поднимать вверх указательный палец, а нравоучительные фразы говорились не собеседнику на сцене, а в зрительный зал.

    Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову возле дома № 2 по Театральному проездуПамятник А.Н. Островскому у Малого театра

    Щепкин же утверждал реалистическое театральное искусство, повторяя: «Сцена не любит мертвечины, ей подавай живого человека». Он настаивал на живой передаче авторского замысла. Злейшим врагом успеха он считал привычку первых персонажей выдвигать свою роль в ущерб другим исполнителям и общему ходу спектакля. В 1853 году в театре произошло событие, определившее на долгие годы направление Малого театра — на его сцене была поставлена пьеса А.Н. Островского «Не в свои сани не садись». Пьесы великого драматурга имели огромный успех, и москвичи прозвали театр «домом Островского». Именно поэтому открытый в 1929 году памятник А.Н. Островскому изображает писателя в домашнем халате. Его выполнил скульптор Н.А. Андреев вместе со своим братом В.А. Андреевым. Был сшит бархатный халат, отороченный мехом, как на известном портрете Перова, и братья по очереди надевали этот халат и позировали друг другу. Островский сидит в кресле в глубокой творческой задумчивости, в правой руке зажат карандаш, в левой — листы бумаги.

    В настоящее время Малый театр по-прежнему славится своими постановками, а в его труппе выступают лучшие русские драматические актеры.

    Центральный универсальный магазин (ЦУМ)

    Это один из крупнейших торговых центров в Москве. До 1922 года он назывался «Мюр и Мерилиз».

    Центральный универсальный магазин (ЦУМ)Центральный универсальный магазин (ЦУМ)

    Шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр прибыли в Россию в цервой половине XIX века и основали здесь торговую фирму «Мюр и Мерилиз». В 80-х годах из Петербурга они переехали в Москву, где открыли оптовый магазин дамских шляп и галантереи на Кузнецком мосту. Вскоре «Мюр и Мерилиз» перешел на более выгодную розничную торговлю, и уже через несколько лет стал процветающим русским предприятием. Это был первый в России универсам — магазин для людей среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов.

    В 1892 году «Мюр и Мерилиз» распахнул свои двери в доме в самом начале Петровки. Лучшего места для магазина было не найти: рядом проходила улица дорогих магазинов — Кузнецкий мост, неподалеку располагался шикарный Пассаж.

    Товары здесь были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы: когда покупатель бывал недоволен, товар немедленно заменяли новым. В специальной темной комнате с газовыми фонарями придирчивые модницы могли судить о цвете шелковых материй при вечернем освещении.

    Для детей поход в «Мюр и Мерилиз» был настоящим праздником, ведь здесь их ждали восхитительные игрушки. К каждой были прикреплены ярлычки с названиями: «Лошади деревянные с шерстью», «Медведь в меху заводной кувыркающийся»... Большой популярностью в то время пользовалась игрушка «Бур металлический заводной верхом» — в 1899 году началась Англо-бурская война, и симпатии русских были на стороне буров.

    Слава московского магазина гремела по всей России: «Мюр и Мерилиз» бесплатно рассылал каталоги своих товаров, и любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте.

    Частым гостем магазина был Антон Павлович Чехов, покупавший здесь шляпы и писчую бумагу, а также мебель для своего нового дома в Ялте. Он очень любил «Мюр и Мерилиз» и даже назвал двух своих собак в честь владельцев универмага.

    Вечером 24 ноября 1900 года в магазине начался пожар. Напротив, через улицу в Большом в это время давали «Ледяной дом», в котором солировал Шаляпин. Узнав о бедствии, зрители в панике покидали театр. На следующий день от здания остались лишь стены.

    Вскоре на месте сгоревшего дома поднялись строительные леса, и в 1908 году здесь выросло новое шикарное здание универсама по проекту Р.И. Клейна. «Мюр и Мерилиз» поднялся на вершину своей славы. Сенсацию вызвало появление в магазине электрических лифтов для покупателей, ведь они были в ту пору невиданной редкостью.

    После революции «Мюр и Мерилиз» национализировали. Хозяин магазина Ф. Уолтер, почти пятьдесят лет возглавлявший компанию, при котором она достигла невиданного могущества, был уволен.

    Универсам стал называться ЦУМ, хотя москвичи-старожилы до сих пор помнят его прежнее название.


Будем очень признательны, если Вы поделитесь этой страницей с другими.


Facebook
Описание: Театральная площадь в Москве
Теги: театральная площадь, пл. Свердлова, Большой, театр, Большого,театра, Мюр, Мерилиз, Малый, академический, театр, Бове, Москве, Щепкин, Островскому, Пашкова, Петровской, Шаляпин
Сегодня: 18.07.2018; Ваш IP-адрес: 54.198.243.51

 

 
 
 

Интересное о Москве

В романе Льва Толстого Анна Каренина бросилась под поезд на подмосковной станции Обираловка. В советское время этот посёлок стал городом и был переименован в Железнодорожный.