Система Orphus
Москва Великая   Москва   Красная площадь

Красная площадь

    Еще в глубокой древности у восточной стены Кремля появилась площадь, где шумела оживленная торговля. В XVI веке она называлась Троицкой — по церкви св. Троицы, стоявшей на месте собора Василия Блаженного. В средние века здесь часто полыхали пожары, поэтому было у площади и другое название — «Пожар».

    С середины XVII века ее стали называть «Красной», что в древнерусском языке значило «красивая».

    Красная площадь всегда была главной площадью Москвы. Здесь разъезжали глашатаи с царскими указами, объявляя собравшемуся народу государеву волю, и сам государь иногда обращался к московскому люду с Лобного места. В большие церковные праздники на Красную площадь из Кремля совершался крестный ход, и тогда вся площадь заполнялась народом, превращаясь в огромный молящийся Храм. Именно здесь выросли величественные соборы, посвященные Пресвятой Богородице, Заступнице Москвы и всей земли Русской...

    После революции Красная площадь сохранила свое значение, став главной площадью нового государства. У Кремлевской стены был построен Мавзолей Ленина, сделавший площадь идейным центром красной Москвы. Но даже с ним древняя Красная площадь с ее храмами и старинными зданиями не вписывалась в новую систему ценностей. По плану социалистической реконструкции Москвы был снесен Казанский собор, а еще раньше уничтожили Иверскую часовню с Воскресенскими воротами. Так освобождали место для праздничных парадов и демонстраций. Большевики собирались снести здание ГУМа, Исторического музея и расширить площадь почти в два раза, но началась Великая Отечественная война...

    Красная площадьКрасная площадь

    В ноябре 1941 года в осажденной столице на Красной площади состоялся знаменитый парад советских войск, откуда они уходили прямо на фронт. А в июне 1945 года здесь прошли колонны Парада Победы, и 200 гитлеровских знамен были брошены к подножию Мавзолея.

    В настоящее время Красная площадь вновь обрела свой исторический облик — усилиями московских властей национальные святыни были восстановлены.

    Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства, части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Храм возводили в 1555—1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев. Известна легенда, что, увидев его, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, что на Рву. (Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название — собор Василия Блаженного).

    Собор Василия БлаженногоХрам Покрова Божией Матери на Красной площади (Собор Василия Блаженного)

    Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над всей Церковью Христовой и над Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.

    Покровский собор — уникальный московский храм. В нем не только молились — он сам был иконой, запечатленной в камне. Этот храм — не что иное как архитектурный образ библейского Нового Иерусалима — Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе).

    Замысел собора основан на глубокой религиозной символике. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — царство «восьмого века», которое наступит после Второго Пришествия Христа. А сама звезда символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда также является символом Богородицы — Царицы Небесной: в православной иконографии Ее изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.

    Восьмиконечная звезда образуется из двух совмещенных квадратов. Квадрат символизирует прочность веры, четыре стороны света, четыре Евангелия и четыре равносторонние стены Небесного Града. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир. Внутренняя обходная галерея собора расписана под Райский сад.

    При всем великолепии своего внешнего облика внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться не так много людей. Когда во время больших церковных праздников совершались богослужения на Красной площади, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного храма под открытым небом.

    Судьба хранила Покровский храм — не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж. Техника того времени оказалась бессильной выполнить эту задачу, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и помог остановить взрыв внезапно хлынувший дождь.

    Лобное местоЛобное место

    После революции Покровский собор едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли. В 30-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как он мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его — р-раз!..» — и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

    Снос храма остановило личное мужество архитектора П. Д. Барановского — мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Что-то остановило Сталина — решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

    А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу. По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас XVI века и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами. В престольный праздник Покрова 13 -14 октября здесь совершается служба.

    Слева от собора Василия Блаженного находится Лобное место — высокая площадка из белого камня за чугунной оградой. Оно появилось здесь в первой половине XVI века и служило помостом, с которого оглашали царские указы и объявляли приговоры преступникам.

    Лобное место расположено на крутой возвышенности — «взлобъе». В православной Москве оно символизировало иерусалимскую гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Голгофа в переводе с древнееврейского значит — «голова», «лоб»: по церковному преданию, на Голгофе был похоронен Адам, и стекавшая кровь распятого Христа омыла его череп, искупив первородный грех человека.

    На Лобном месте для всенародного чествования выставляли святые мощи — черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Федора, казненных в Орде за отказ исполнить языческий обряд; царевича Дмитрия — малолетнего сына Ивана Грозного, убитого, вероятно, по приказу Бориса Годунова; митрополита Филиппа Колычева, убитого опричником Малютой Скуратовым.

    Помнит Лобное место и русских царей: в 1547 году Иван Грозный обращался отсюда к народу, а бояре Борис Годунов и Василий Шуйский были провозглашены с него царями. По обычаю, когда наследники престола достигали 14 лет, их выносили на руках на Лобное место, чтобы народ воочию видел своего будущего законного царя и не дозволил бы самозванцам вступить на русский трон.

    Вопреки распространенному мнению, казни на самом Лобном месте никогда не производились. Эшафоты ставили около него, а чаще — на Васильевском спуске за собором Василия Блаженного.

    В 1768 году рядом с Лобным местом у позорного столба стояла помещица Дарья Салтыкова — знаменитая Салтычиха, насмерть замучившая 139 своих крепостных. Пока дьяк зачитывал с листа совершенные ею преступления, Салтычиха стояла с непокрытой головой, а на ее груди висела дощечка с надписью «Мучительница и душегубица». После этого ее отправили на вечное заточение в Ивановский монастырь.

    Памятник Минину и Пожарскому, руководителям народного ополчения 1612 года, был сооружен на Красной площади в 1818 году по проекту скульптора И. Мартоса. На одном из барельефов памятника изображено, как по призыву Минина нижегородские граждане ведут своих сыновей для всеобщего вооружения, а на другом — бегство поляков из Кремля и преследование их русскими воинами. На постаменте памятника подпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому — Благодарная Россия».

    Памятник Минину и ПожарскомуПамятник Минину и Пожарскому

    До 1936 года памятник стоял в центре Красной площади, и Минин символически указывал Пожарскому на занятый поляками московский Кремль, призывая к его освобождению. После строительства мавзолея памятник оказался прямо напротив него, и призывно-воинственный жест Минина становился очень двусмысленным, к тому же памятник стал мешать демонстрациям. В то время раздавались призывы уничтожить его, но потом памятник перенесли к собору Василия Блаженного.

    Мавзолей был построен на Красной площади в январе 1924 года для сохранения тела Ленина. Название происходит от усыпальницы карийского царя Мавсола, сооруженной в Галикарнасе в Малой Азии в IV веке до н.э.

    Гроб с телом Ленина был привезен из Горок 23 января и установлен для прощания в Колонном зале Дома Союзов. В ту же ночь архитектор А.В. Щусев получил правительственное задание спроектировать и построить у Кремлевской стены временный мавзолей к похоронам Ленина, которые были назначены на 27 января. Щусев долго бродил по Красной площади, и на рассвете проект первого деревянного мавзолея был готов — в форме небольшого куба (символ вечности) высотой в три метра и на три метра в глубину. Тело Ленина с открытым лицом было положено в стеклянный саркофаг, мимо которого по нескольку часов в день проходили тысячи людей, тревожа покой умершего.

    Против такого кощунственного погребения протестовали Н.К Крупская, брат и сестра Ленина, предпочитавшие по-человечески захоронить покойного в землю. Но ближайшее политическое окружение Ленина использовало его тело в целях пропаганды большевистских идей и укрепления своей власти.

    Мавзолей В.И.ЛенинаМавзолей В.И.Ленина

    Весной 1924 года Щусев получил задание построить новый мавзолей — монументальный и величественный. Л.Б. Красин предложил превратить гробницу Ленина в трибуну, с которой вожди государства могли бы обращаться к народу.

    Новый мавзолей в форме ступенчатой пирамиды, тоже символизирующей вечность, был возведен за два месяца. Он был очень похож на современный, гранитный, но выполнили его из дерева — тогда еще было неизвестно, удастся ли надолго сохранить забальзамированное тело Ленина. Когда же это стало очевидным, вышло постановление заменить деревянный мавзолей каменным, не меняя его привычного облика. Щусев предложил проект гранитного мавзолея, который и возвели на площади в 1930 году.

    В марте 1953 года в мавзолее установили саркофаг с телом Сталина, но во время хрущевской «оттепели» его решено было захоронить в некрополе у Кремлевской стены. Там находятся могилы крупнейших деятелей советского государства.

    Казанский собор — первый из восстановленных в постсоветское время в Москве храмов. Он был построен во второй четверти XVII века в честь Казанской иконы Божией Матери в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память погибших русских воинов.

    Казанская икона Божией Матери — одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

    Собор Казанской иконы Божией МатериСобор Казанской иконы Божией Матери

    Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности, став идейным вдохновителем русского ополчения.

    Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года в Ярославле ее встретило ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и тогда перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил ему, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, измученные голодом в Кремле, сдались.

    В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Вскоре он сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635—1636 годах.

    В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум — «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало расколу в Русской Православной Церкви на никониан и старообрядцев. В Казанский собор Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же непокорные Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.

    В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И. Кутузов.

    Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции Казанский собор разделил печальную участь большинства московских храмов, правда, в 20-е годы архитектор П.Д. Барановский успел отреставрировать его и снять чертежи.

    Летом 1936 года собор сломали, так отметив его трехсотлетие. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора проекта Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроен общественный туалет.

    По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина. 4 ноября 1990 года святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.

    Воскресенские ворота с Иверской часовней
    Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот всегда была самой чтимой московской святыней.

    Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии эту икону пронзил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы. С тех пор икону стали почитать как чудотворную, и Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике.

    Иверская часовня и Воскресенские воротаИверская часовня и Воскресенские ворота

    По преданию, в VIII веке древняя икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в воду. И тогда совершилось чудо — икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме, и о том, как она спаслась от иконоборцев. Этот рассказ стал священным преданием монастыря, и почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом ее поместили в соборной церкви, но утром обнаружили образ на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, но каждый раз она возвращалась на ворота. И снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: «Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей...» Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили туда чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески — Вратарница).

    Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы...

    В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя Никон (будущий знаменитый патриарх) просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника.

    13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время ее отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

    Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты Иверской иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место для нее было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название — Триумфальные.

    В 1680 году обветшавшие ворота были перестроены заново, и тогда над ними появились два высоких шатра, увенчанные двуглавыми орлами. Над воротами поместили икону Воскресения Христова, и с тех пор они стали называться Воскресенскими.

    Свой современный вид Иверская часовня получила в конце XVIII века, когда ее перестроил Матвей Казаков. Позднее на куполе часовни появилась позолоченная фигура ангела с крестом.

    Москвичи всегда очень любили Иверскую часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты — перед экзаменами.

    Прославилась Иверская икона исцелениями больных. Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди — вера и надежда на помощь оказывались сильнее убеждений.

    Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего шел поклониться Иверской. Все императорские особы, прибывавшие в Москву, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

    После революции над Иверской часовней, как и над всей Русской Церковью, жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию у молодежи «правильного» мировоззрения и соответствующей морали.

    Огромная толпа устроила нечто вроде «комсомольских святок» с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Богоборцы «не обидели» и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и папа римский, и китайский бонза. Заводилой был «комсомольский поп» Андрей Шохин, который пел «Акафист Марксу», а хор поддерживал его:

    Всех богов на землю сдернем! 
    Визжите, черти, веселей! 
    Станцуем карманьолу! 
    Всех богов на карнавал! 
    Буянит в вышней роще Безбожный комсомол!
    

    Праздничное мероприятие закончилось сожжением изображений Христа и Богородицы...

    Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона, по всей вероятности, была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году установили уродливую скульптуру рабочего — нового социалистического «вратарника». В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.

    В 1931 году снесли и Воскресенские ворота — освободили место для прохода демонстраций и автомобильного движения.

    На Афоне вновь сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они были восстановлены по проекту архитектора Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня снова была открыта.

    Перед зданием Исторического музея находится памятник маршалу Г.К. Жукову работы скульптора Вячеслава Клыкова. Он установлен в мае 1995 года в празднование 50-летия Победы над фашистской Германией.

    У стен Кремля раскинулся тенистый Александровский сад, которому уже почти два столетия. В старину здесь несла свои воды река Неглинка, защищая с севера подступы к Кремлю. В 1819 году ее заключили в подземную трубу, и через два года по проекту архитектора О. Бове здесь был разбит Кремлевский сад. С восточной стороны его украсила великолепная чугунная решетка, созданная по рисунку Е. Паскаля. На ее столбах, выполненных в виде связок прутьев, — ликторские топорики: древнеримский символ силы и единства, напоминавший москвичам о недавней победе в Отечественной войне 1812 года.

    В самом начале сада находится Могила неизвестного солдата — главный памятник героям Великой Отечественной войны. В дни празднования 25-й годовщины разгрома немцев под Москвой здесь были захоронены останки неизвестного воина, павшего в битве за Москву. Его останки перевезены из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе. Надпись на плите из черного гранита гласит:

    «Имя твое неизвестно 
    Подвиг твой бессмертен»
    

    8 мая 1967 года на Могиле неизвестного солдата был зажжен мемориальный Вечный огонь, факел которого перенесли сюда с Марсова поля в Ленинграде.

    Направо от Вечного огня вдоль Кремлевской стены установлены гранитные блоки с именами городов-героев. В них находится обагренная кровью советских воинов земля из этих городов.

    В глубине сада стоит Обелиск борцам за освобождение. Стела была воздвигнута в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых (архитектор С.А. Власьев): на ней были выбиты имена всех русских царей из этой династии, а вершину венчал двуглавый орел.

    В 1918 году по инициативе Ленина в целях монументальной пропаганды на обелиске были высечены имена мыслителей-социалистов и выдающихся революционеров, а вместо двуглавого орла на вершине поставили золотой шар, символизирующий Землю.

    Рядом с обелиском — грот «Руины», сооруженный в 1821 году по проекту архитектора Бове. Он стоит на небольшом возвышении около Средней Арсенальной башни. Это возвышение — не что иное как редут, остаток земляного укрепления, возведенного Петром Великим вокруг Кремля в 1707—1708 годах, когда он ожидал нападения шведов на Москву. По легенде, редут был сделан из каменных пушечных ядер, в старину употреблявшихся вместо чугунных.

    С правой стороны Александровского сада в 1996 году была открыта часть реки Неглинной в декоративном русле с балюстрадой (архитектор 3. Церетели). За ней возвышается огромный торговый центр на Манежной площади — настоящий подземный город с магазинами и ресторанами, построенный к празднованию 850-летия столицы.


Будем очень признательны, если Вы поделитесь этой страницей с другими.


Facebook
Описание: Красная площадь
Теги: Красная, площадь, Кремлевской, Москву, Москве, Москвы, икона, Иверская, Иверскую, Казанской, Богородицы, Божией, Храм, Покрова, Божией, Матери, собор, Василия, Блаженного, Лобное место, Покровский, собора, Кремля,Пожарскому, Покровский собор, мавзолей, Ленина, Памятник Минину и Пожарскому, Иван, Иверского, Щусев, Минина, Минину, Китай-города, Воскресения, Воскресенские, мавзолея, Казанский, Кремле, Лобном, Александровский сад
Сегодня: 16.11.2018; Ваш IP-адрес: 54.91.203.233

 

 
 
 

Интересное о Москве

Самые необычные скамейки Москвы находятся в саду Арт-музеон, рядом с Центральным домом художника. Здесь можно посидеть на скамейке-палитре, скамейке «хлебное зерно» или скамейке-сороконожке.