Театральный проезд
(в советское время — проспект Маркса) ст.м. «Лубянка», «Охотный ряд»
Мы начнем наше путешествие с Лубянской площади, одной из самых знаменитых площадей в Москве. Со словом «Лубянка» в народе неразрывно связаны представления о НКВД — КГБ, располагавшимися в облицованном серым гранитом здании на площади (дом № 2). Напротив стоял памятник председателю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому, именем которого в советское время называлась Лубянская площадь.
Это название появилось еще в XV веке, когда здесь поселились выходцы из Новгорода. В память о своем городе, где была улица Лубяница, они назвали так московское поселение. По другой версии, название произошло от стоявших здесь в древности лубяных построек.
Вниз от Лубянской площади спускается Театральный проезд. Проезд стал так называться с 1830 года по Театральной площади, к которой он выходит.
Главным украшением улицы бесспорно считается гостиница «Метрополь», одно из самых выдающихся в Москве архитектурных творений в стиле модерн.
В середине XIX века на этом месте купец П.И. Челышев построил гостиницу и бани — известные в свое время «Челыши». В 1898 году их приобрело Северное домостроительное общество, созданное знаменитым промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым. Он решил с умом использовать выгодное место в самом центре Москвы, и в том же году здесь приступили к возведению первоклассного отеля с европейским названием «Метрополь». К строительству были привлечены лучшие архитекторы московского модерна — В.Ф. Валькот и Л.Н. Кекушев. К концу 1901 года здание было готово. Главным украшением оригинального здания стала знаменитая «Принцесса Греза» — керамическое панно, выполненное по эскизу М.А. Врубеля. Оно расположено на центральном фасаде «Метрополя», выходящем на Театральный проезд. Сюжет заимствован из популярной в то время одноименной пьесы Эдмона Ростана: трубадур Жоффруа Рюдель, узнав о красоте и великодушии заморской принцессы, полюбил ее и поспешил к ней на корабле. В пути его настигла смертельная болезнь, в беспамятстве его привезли к принцессе. Когда она обняла его, на миг он пришел в себя и тут же умер, а принцесса отказалась от мирской жизни, став монахиней...
Премьера пьесы с невиданным успехом прошла в России в январе 1896 года, и общество буквально заболело этой романтической историей: появились вальсы, шоколад, духи с названием «Принцесса Греза».
Савва Мамонтов заказал Врубелю картину на этот сюжет еще для Нижегородской выставки 1896 года, затем приобрел ее и предложил выполнить в керамике. Как и остальные панно «Метрополя», «Принцесса Греза» создавалась в гончарных мастерских Абрамцева — подмосковной усадьбы Мамонтова. Сейчас врубелевское панно экспонируется в Третьяковской галерее.
Боковые фасады «Метрополя» украсили панно художника А.Я. Головина. Над третьим этажом вязью выведена цитата из Ницше:«Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему»
. В социалистической Москве изречение «реакционного» философа стало неуместным, и на его месте появился революционный постулат: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. ВИ.Ленин»
.
В первые послереволюционные годы в здании работал ВЦИК, а с 1929 года «Метрополь» вновь стал гостиницей. Здесь жили Н.И. Бухарин, Бернард Шоу, С.С. Прокофьев, А.Н. Толстой, А.И. Куприн.
В 80-е годы гостиница была реконструирована, и сейчас «Метрополь» — один из самых фешенебельных отелей столицы.
Будем очень признательны, если Вы поделитесь этой страницей с другими.
Теги: метрополь, Принцесса Греза, Москве, Лубянской, Театральный проезд, Лубянка, Охотный ряд
Интересное о Москве
Социальные сети